Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) с комментариями к статьям

Статья 10. Содержание документов территориального планирования Российской Федерации

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 10. Содержание документов территориального планирования Российской Федерации

1. Документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в следующих областях:

1) федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения;

2) оборона страны и безопасность государства;

3) энергетика;

4) высшее профессиональное образование;

5) здравоохранение.

2. Схемы территориального планирования Российской Федерации в иных, не указанных в части 1 настоящей статьи, областях могут разрабатываться на основании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

3. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться в отношении одной или нескольких областей, указанных в части 1 настоящей статьи. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации в соответствующих области или областях может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования Российской Федерации. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации осуществляется применительно ко всей территории Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации или решению Правительства Российской Федерации подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться применительно к части территории Российской Федерации.

4. Схемы территориального планирования Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения.

5. В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

6. На картах планируемого размещения объектов федерального значения отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения в соответствующих областях.

7. К схемам территориального планирования Российской Федерации прилагаются материалы по их обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Указанные карты составляются применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования Российской Федерации.

8. Материалы по обоснованию схем территориального планирования Российской Федерации в текстовой форме содержат:

1) сведения о стратегиях (программах) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектах, межгосударственных программах (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов федерального значения;

2) обоснование выбранного варианта размещения объектов федерального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;

3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения на комплексное развитие соответствующей территории.

9. Материалы по обоснованию схем территориального планирования Российской Федерации в виде карт отображают:

1) местоположение существующих и строящихся объектов федерального значения в соответствующей области;

2) границы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов федерального значения в соответствующей области;

3) объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов федерального значения, в том числе:

а) планируемые для размещения объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований;

б) особые экономические зоны;

в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;

г) территории объектов культурного наследия;

д) зоны с особыми условиями использования территорий;

е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны.

<Статья 9 | Статья 10 | Статья 11>

Научно-практический комментарий:

Комментируемая статья определяет основное содержание документов территориального планирования на федераль-ном уровне.
По сути же, в данном случае также дается пояснение о том, что собой представляют документы территориального планирования.
При этом исходя из данной и последующих статей под документами следует понимать схемы территориального пла-нирования, из чего следует сделать вывод о том, что два термина - "документы" и "схемы территориального планирования" - имеют одно значение. Однако такое толкование затрудняет, в свою очередь, понимание п. 2 комментируемой статьи, по-скольку с формальной точки зрения не ясно, каким образом подготовка одной схемы территориального планирования, ука-занной в п. 1 данной статьи, может осуществляться в составе другой. Как представляется, в данном случае Кодексом преду-смотрено, что схемы территориального планирования, указанные в п. 1 данной статьи, могут разрабатываться как самостоятельно, так и в совокупности с иными схемами для конкретной территории.
Когда речь ведется о разработке схем в целях развития транспорта, связи, энергетики, обороны, следует понимать, что имеется в виду развитие инфраструктуры, включающей в себя прежде всего объекты недвижимости специального назначения.
Так, например, Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлены следующие понятия, входящие в понятие инфраструктуры и иного имущества железнодорожного транспорта:
- инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные стан-ции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные ком-плексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;
- железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяю-щие такие станции;
- железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредствен-но или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;
- места общего пользования - крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории же-лезнодорожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа, грузобагажа пользователей услугами железнодорожного транспорта;
- места необщего пользования - железнодорожные пути необщего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, расположенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов, в том числе контейнеров, оп-ределенных пользователей услугами железнодорожного транспорта;
- железнодорожная станция - пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах - выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами;
- малоинтенсивные линии (участки) - железнодорожные пути общего пользования с невысокой грузонапряженностью и низкой эффективностью работы, критерии отнесения к которым утверждаются Правительством РФ.
Подобный подход к определению имущества, необходимого для развития соответствующей отрасли, обнаруживается в иных законах, в том числе "О связи", "Об электроэнергетике".
В целях обеспечения размещения объектов для обеспечения обороны в настоящее время утверждено находящееся в ведении Минобороны России Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства и связи силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства <1>.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1084 "Вопросы Федерального агентства специального строительства" (вместе с Положением об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральном агентстве специального строительства).

Основными задачами Спецстроя России являются в том числе:
1) строительство объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок, а также обустройство войск, жилищное строительство и строительство объектов социальной инфраструктуры для Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) строительство и реконструкция предприятий и организаций ядерного комплекса, предприятий по хранению и унич-тожению химического и иных видов оружия массового поражения, а также других критически важных для государства объ-ектов и иные полномочия.
При этом Спецстрой России в том числе организует силами входящих в его состав воинских формирований выполне-ние для государственных нужд подрядных работ по капитальному строительству специальных объектов, предназначенных для обеспечения готовности к функционированию органов государственной власти в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения; подрядных работ по капитальному строительству и реконструкции специальных объектов, объ-ектов производственного и жилищного назначения для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательными и иными норма-тивными правовыми актами Российской Федерации; также Спецстрой России разрабатывает программы строительства объ-ектов производственной и социальной сферы на год и на перспективу для собственных нужд, осуществляет строительство этих объектов, контролирует освоение капитальных вложений и соблюдение договорных сроков строительства соответст-вующими подрядчиками.
Согласно подп. 10 п. 1 настоящей статьи перечень тем (вопросов), включаемых в документы территориального плани-рования Российской Федерации, является открытым. Дополнительные основания для федерального территориального пла-нирования могут быть установлены федеральным законодательством. Следует иметь в виду, что законодательство Россий-ской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (кодексами) соответствующей отрасли, включает в себя как законы, так и подзаконные нормативные акты.
Понятие естественной монополии, упомянутое в подп. 9 п. 1 комментируемой статьи, равно как и субъектов естест-венных монополий, определено Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Дан-ным Законом установлены следующие понятия:
- естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффектив-нее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
- субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализаци-ей) товаров в условиях естественной монополии. Определение субъекта естественной монополии осуществляется на основа-нии действующего законодательства. В качестве основного условия в данном случае можно назвать факт признания юриди-ческого лица субъектом естественной монополии в официальном порядке. При этом данный субъект должен осуществлять следующие виды деятельности, определенные указанным Законом о естественных монополиях: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Цели и задачи территориального планирования, указание которых требуется в содержании положений о территори-альном планировании (подп. 1 п. 5), как это следует из данной статьи, должны следовать основному содержанию схем тер-риториального планирования, указанных в п. 1. При этом исходя из содержания п. 2 данной статьи можно сделать вывод о том, что цель и задачи территориального планирования могут быть определены однозначно (развитие федерального транс-порта) или содержать несколько направлений федерального территориального планирования без определения доминирую-щего фактора.
Исходя из понятия документов территориального планирования, материалы обоснования проектов схем территори-ального планирования не являются документами территориального планирования, а лишь обосновывают их содержание.
Законом не установлены основные требования к перечню мероприятий по территориальному планированию, а также к обоснованию предложений по территориальному планированию, этапы их реализации (подп. 2, 3 п. 8 данной статьи). Таким образом, положение о том, какие мероприятия по территориальному планированию должны осуществляться, а также каковы основные причины проведения территориального планирования, определяется индивидуально, в зависимости от принимаемого решения по планированию, и содержится в схемах территориального планирования, а также в материалах обоснования схем.
Статьей 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федера-ции" пункт 4 части 1 настоящей статьи признан утратившим силу. Этим пунктом к документам территориального планиро-вания Российской Федерации были отнесены схемы территориального планирования Российской Федерации в области ис-пользования и охраны лесного фонда.


В комментируемой статье предпринята попытка создать правовой механизм обеспечения деятельности органов мест-ного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в сфере градостроительства на определенный период, а точнее, до вступления в законную силу основных положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поскольку названный Закон в основном вступает в действие с 1 сентября 2009 г., то на период до его вступления в за-конную силу в полном объеме комментируемой статьей вводятся в действие положения Кодекса, устанавливающие отдель-ные полномочия органов местного самоуправления различных категорий муниципальных образований. Например, формулировка о полномочиях органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, указанных в ст. 8 Кодекса, почти дословно вносится в названный выше Федеральный закон в виде новой редакции п. 20 ч. 1 ст. 14 ("Вопросы местного значения поселения"), п. 15 ч. 1 ст. 15 ("Вопросы местного значения муниципального района"), п. 26 ч. 1 ст. 16 ("Вопросы местного значения городского округа"). Соответственно, по замыслу законодателя, должен увеличиться объем полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований поселений, муниципальных районов, городских округов.
Следует иметь в виду, что объем полномочий органов местного самоуправления, установленный новым Градострои-тельным кодексом, несколько больше, чем в изменениях, вносимых в вышеперечисленные статьи Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Например, Кодексом установлены иные полномочия органов местного самоуправления, не включенные в ст. 8 "Пол-номочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности" (см. комментарий к ст. 8 Кодекса) и не внесенные в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Более того, определения "вопросы местного значения" и "полномочия органов местного самоуправления" имеют раз-ное юридическое значение <1>. Поэтому при применении норм о полномочиях органов местного самоуправления в сфере градостроительства необходимо учитывать, что отдельные полномочия органов местного самоуправления, не указанные в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", но содержа-щиеся в ГрК РФ, будут действовать после 1 января 2009 г.
--------------------------------
<1> Вопросами местного значения являются сферы (области, отрасли) непосредственного обеспечения жизнедеятель-ности жителей муниципального образования. Полномочиями органов местного самоуправления являются права и обязанно-сти данных органов решать вопросы местного значения по жизнеобеспечению жителей муниципальных образований.

На сайте также ищут:
Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
Статья 46. Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа
Статья 42. Проект планировки территории
Статья 31. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки
Статья 30. Правила землепользования и застройки