Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) с комментариями к статьям

Статья 11. Подготовка и утверждение схем территориального планирования Российской Федерации

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 11. Подготовка и утверждение схем территориального планирования Российской Федерации

1. Схемы территориального планирования Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такие схемы, утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением схем территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства.

2. Схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства утверждаются Президентом Российской Федерации.

3. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 3 статьи 11

4. Проекты схем территориального планирования Российской Федерации до их утверждения подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном статьей 12 настоящего Кодекса.

5. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 5 статьи 11

6. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проектам схем территориального планирования Российской Федерации.

7. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 7 статьи 11

8. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 8 статьи 11

9. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схем территориального планирования Российской Федерации, вправе оспорить схемы территориального планирования Российской Федерации в судебном порядке.

10. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования Российской Федерации.

11. Внесение изменений в схемы территориального планирования Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящей статьей и статьями 9 и 12 настоящего Кодекса.

12. Состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования Российской Федерации, порядок внесения изменений в такие схемы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

13. Состав, порядок подготовки, порядок согласования проектов схем территориального планирования Российской Федерации, включающих в себя карты планируемого размещения объектов обороны и безопасности, порядок внесения изменений в такие документы, особенности их опубликования устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обороны и законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

<Статья 10 | Статья 11 | Статья 12>

Научно-практический комментарий:

Комментируемая статья содержит нормы преимущественно процедурного характера.
Полномочия Правительства РФ определяются на основе Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Согласно данному Закону к полномочиям Правительства РФ, связанным с утверждением схем тер-риториального планирования, можно отнести следующие полномочия. Правительство РФ:
- организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
- осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
- осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными зако-нами, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов;
- осуществляет управление федеральной собственностью;
- обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граж-дан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;
- разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы;
- осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;
- организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и ус-лугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований Российской Федерации.
Пункт 2 комментируемой статьи затрагивает вопросы регулирования отношений в области обороны и государствен-ной тайны.
В основе регулирования данного круга отношений находится несколько нормативных актов, в том числе Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2004 г.) "Об обороне", Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 (в ред. от 22 августа 2004 г.) "О государственной тайне" и др.
Так, согласно ст. 4 упомянутого Федерального закона "Об обороне", устанавливающей полномочия Президента РФ в области обороны, Президент РФ в том числе утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; утверждает планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. А в соответствии со ст. 6 того же Федерального закона к полномочиям Правительства РФ отнесена организация разработки планов размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов.
В свою очередь, Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (ст. 5), определяя перечень сведе-ний, составляющих государственную тайну, утверждает, что тайну составляют в том числе сведения о планах строительства Вооруженных Сил РФ, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники.
Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне, согласно ст. 9 того же Закона, в соответст-вии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и ор-ганизации, которыми эти сведения получены (разработаны). Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым данным Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.
Основанием подготовки территориального планирования согласно нормам данной статьи являются инженерные изы-скания. Согласно действующему законодательству деятельность в области инженерных изысканий наиболее тесно связана с деятельностью в области строительства.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. на-рушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвер-жденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий отнес к правонарушениям в области строительства (ст. 9.4).
Действующий Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ст. 17) к видам деятельности, подлежащим лицензированию, отнес инженерные изыскания для строительства зданий и со-оружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.
Согласно Федеральному закону от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" геодезические, топогра-фические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, равно как и при строительстве и экс-плуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах, отнесены к геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения (ст. 3). При этом государственным заказчиком геодезических и картографических работ специального (отраслевого) назначения являются, как установлено тем же Законом, соответствующие органы исполнительной власти.
Новеллой Кодекса является установленный механизм учета интересов при осуществлении территориального планирования. Данный механизм предусматривает публикацию проектов схем и утвержденных схем, возможность представления предложений заинтересованных лиц, к которым, согласно п. 9 данной статьи, относятся прежде всего правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства. Наиболее существенным в данном случае является требование согласования схем до их утверждения планирования с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ.
Официальное опубликования федеральных нормативных правовых актов осуществляется на основании нескольких нормативных актов в зависимости от уровня нормативного акта. Так, федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального Собрания публикуются на основании Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Официальное опубликование указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ осуществляется на основании Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". Как представляется, опубликование схем должно осуществляться на основании данного Указа.


В соответствии с данной статьей с момента вступления в силу ГрК РФ (с 30 декабря 2004 г.) признан утратившим силу ГрК РФ 1998 г., за исключением ряда положений, которые утрачивают силу с 1 января 2006 г. и с 1 июля 2006 г.
С 1 января 2006 г. утратили силу положения ГрК РФ 1998 г.:
- в части регулирования проведения государственной экспертизы проектной документации;
- о том, что проектная документация разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со строи-тельными нормами и правилами, согласовывается с соответствующими органами архитектуры и градостроительства, орга-нами государственного контроля и надзора в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъек-тов РФ;
- о том, что контроль за осуществлением работ по строительству и реконструкции объектов недвижимости в соответ-ствии с разрешением на строительство, а также градостроительными регламентами, со строительными нормами и правилами возлагается на соответствующие органы архитектуры и градостроительства и органы государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации.
С 1 июля 2006 г. утрачивает юридическую силу гл. XI ГрК РФ 1998 г. "Государственный градостроительный кадастр и мониторинг объектов градостроительной деятельности".

На сайте также ищут:
Статья 12. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации
Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности
Статья 5. Субъекты градостроительных отношений
Статья 35. Виды и состав территориальных зон
Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности