Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) с комментариями к статьям

Статья 12. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 12. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации

1. Проект схемы территориального планирования Российской Федерации подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого в соответствии с указанным проектом планируется размещение объектов федерального значения, в части возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения на социально-экономическое развитие такого субъекта Российской Федерации, возможного негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территории такого субъекта Российской Федерации. Иные вопросы не могут подлежать согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования Российской Федерации.

2. Срок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации не может превышать три месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту схемы территориального планирования Российской Федерации и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется размещение объектов федерального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты федерального значения.

3. Непоступление от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в установленный срок сводного заключения на проект схемы территориального планирования Российской Федерации, уведомление об обеспечении доступа к которому в информационной системе территориального планирования поступило в соответствии с частью 2 настоящей статьи, рассматривается как согласие такого органа государственной власти субъекта Российской Федерации с проектом схемы территориального планирования Российской Федерации.

4. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет поступившее в соответствии с частью 2 настоящей статьи уведомление об обеспечении доступа к проекту схемы территориального планирования Российской Федерации и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов федерального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты федерального значения.

5. Органы местного самоуправления рассматривают проект схемы территориального планирования Российской Федерации в части возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения на социально-экономическое развитие муниципального образования, возможного негативного воздействия таких объектов на окружающую среду на территории муниципального образования.

6. Максимальный срок рассмотрения проекта схемы территориального планирования Российской Федерации и подготовки заключений на такой проект органами местного самоуправления не может превышать тридцать дней со дня получения уведомления, указанного в части 2 настоящей статьи. При непоступлении заключений органов местного самоуправления в установленный срок проект схемы территориального планирования Российской Федерации считается согласованным с этими органами.

7. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключений органов местного самоуправления осуществляет подготовку сводного заключения на проект схемы территориального планирования Российской Федерации, которое может содержать положение о согласии с проектом схемы территориального планирования Российской Федерации или несогласии с таким проектом с обоснованием принятого решения.

8. В случае поступления от одного или нескольких субъектов Российской Федерации сводных заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования Российской Федерации с обоснованием принятого решения, в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования такого проекта принимается решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.

9. По результатам работы согласительная комиссия представляет:

1) документ о согласовании проекта схемы территориального планирования Российской Федерации и подготовленный для утверждения проект схемы территориального планирования Российской Федерации с внесенными в него изменениями;

2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.

10. Указанные в части 9 настоящей статьи документы и материалы могут содержать:

1) предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования Российской Федерации материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования);

2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения схемы территориального планирования Российской Федерации путем подготовки предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений.

11. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, принимается решение об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации или об отклонении проекта схемы территориального планирования Российской Федерации и о направлении его на доработку.

12. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

13. При наличии указанных в пункте 2 части 9 настоящей статьи материалов Правительство Российской Федерации или в случае, указанном в части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, Президент Российской Федерации может утвердить схему территориального планирования Российской Федерации, предусматривающую размещение объектов федерального значения.

<Статья 11 | Статья 12 | Статья 13>

Научно-практический комментарий:

Исходя из положений комментируемой статьи, не все проекты схем территориального планирования Российской Фе-дерации подлежат согласованию, а только такие, в которых затрагиваются вопросы, перечисленные в п. 1 комментируемой статьи. Исходя из представленного перечня, это наиболее существенные публичные региональные интересы.
К землям сельскохозяйственного назначения ЗК РФ относит земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. При этом под поселениями в смысле ЗК РФ понимаются го-родские и сельские населенные пункты. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяют сельскохозяйствен-ные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техно-генных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Категория земель сельскохозяйственного назначения, как и любая другая категория земель (ЗК РФ установил семь категорий земель), устанавливается в порядке, определенном законом, и закрепляется в правоустанавливающих и иных предусмотренных нормативными актами документах.
При этом следует иметь в виду, что отнесение земель к землям сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, согласно ст. 8 ЗК РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Под землями особо охраняемых природных территорий следует понимать земли, занятые особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Общие положения о таких территориях установлены Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях". Согласно данному Закону особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, ле-чебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям регио-нального значения.
Особо охраняемые природные территории регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов РФ.
Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования территорий государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Кроме того, ЗК РФ установил, что порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального назначения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ.
Правовое положение объектов культурного наследия установлено Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Согласно указанно-му Закону к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объ-екты культурного наследия) в целях данного Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанны-ми с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками инфор-мации о зарождении и развитии культуры.
При этом объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
- объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художест-венной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
- объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художест-венной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта РФ;
- объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Комментируемой статьей не уточняется категория объекта культурного наследия, из чего, видимо, следует сделать вывод о том, что согласованию с субъектом РФ должны подлежать все рассматриваемые объекты.
Следует заметить, что установленное п. 3 комментируемой статьи условие согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации может рассматриваться как правомерное, если орган государственной власти субъекта РФ направит органу исполнительной власти субъекта РФ проект схемы, а также во избежание конфликтов обеспечит себя доказательствами осуществления данного действия, а также доказательствами того, что проект схемы надлежащим образом получен. Сказанное также относится и к вопросам согласования проекта схем органами местного самоуправления п. 6 комментируемой статьи.
Следует заметить, что воздействие органов местного самоуправления на осуществление федерального территориаль-ного планирования ограничено. Так, органы местного самоуправления не осуществляют самостоятельного согласования федеральных схем территориального планирования. Вопросы, рассматриваемые муниципальными образованиями, очерчены п. 5 комментируемой статьи, срок ограничен 30 днями. Заключения органов местного самоуправления составляют основу согласования схемы со стороны субъекта РФ, при этом из текста Закона прямо не следует, что отрицательное заключение органа местного самоуправления должно стать основанием для несогласования проекта схемы со стороны органа государственной власти субъекта РФ. В то же время из смысла процесса согласования, а также упоминания комментируемой статьи о том, что органом государственной власти субъекта Российской Федерации готовится сводное заключение, отрицательное мнение органа местного самоуправления по данному вопросу должно рассматриваться как существенное основание для отказа в согласовании схемы.
Документы и материалы, подготовленные согласительной комиссией, упомянутой в комментируемой статье, являются основанием для окончательного решения по вопросу об утверждении проекта схемы территориального планирования Рос-сийской Федерации. В то же время из содержания статьи прямо не следует, что отрицательное мнение комиссии по проекту должно рассматриваться как обязательное основание для доработки проекта. Из этого следует, что окончательное решение по данному вопросу остается за федеральным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять утверждение проекта схемы территориального развития.


Данная статья признает утратившей силу ст. 39 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ "О внесении изме-нений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" <1>. Эта статья признала утратившими силу ряд положений ГрК РФ 1998 г. в части лицензирования деятельности по разработке градостроительной документации.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 167.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <1> устанавли-вает исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Иные нормативные правовые акты, за некоторыми исключениями, не могут содержать норм о лицензировании тех или иных видов деятельности.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430.

В соответствии с данным Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды градостроительной дея-тельности:
- проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
- строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
- инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомо-гательного назначения.
Лицензирование указанных видов градостроительной деятельности регулируется Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 г. N 174 "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства" <1>, которым утвер-ждены соответствующие Положения. Иные виды градостроительной деятельности лицензированию не подлежат.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 12. Ст. 1149.

С 1 января 2007 г. прекращается лицензирование деятельности по: проектированию зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

На сайте также ищут:
Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
Статья 59. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при осуществлении территориального планирования и градостроительного зонирования
Статья 28. Публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов
Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
Статья 10. Содержание документов территориального планирования Российской Федерации