Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) с комментариями к статьям

Статья 13. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст статьи 13

<Статья 12 | Статья 13 | Статья 14>

Научно-практический комментарий:

Исходя из содержания ст. 10 комментируемого Кодекса, план реализации схемы территориального планирования Российской Федерации не является документом территориального планирования, а представляет собой самостоятельный документ, содержание которого прежде всего связано с размещением объектов капитального строительства.
В целом данная статья предусматривает, что для разработки схем территориального планирования Российской Феде-рации на федеральном уровне должен быть установлен особый порядок.
Принятие и опубликование актов Правительства РФ осуществляются на основе Указа Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нор-мативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". Акты Правительства РФ, в том числе акты, содер-жащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 г. не реже двух раз в месяц, а с 1998 г. - еженедельно.
Порядок реализации схемы территориального планирования в настоящее время Правительством РФ не утвержден.
Пунктом 2 комментируемой статьи установлены основные положения, которые должны содержаться в акте, утвер-ждаемом Правительством РФ. В то же время из содержания данной статьи можно понять, что перечень вопросов, содержа-щихся в плане реализации схемы территориального планирования Российской Федерации, установлен п. 2 настоящей статьи и является закрытым. В целом содержание порядка реализации схем, установленное данной статьей, подтверждает основное назначение схем территориального планирования - для размещения объектов капитального строительства.
Как представляется, план реализации схем должен быть согласован с мероприятиями по территориальному планиро-ванию, составляющими содержание схем территориального планирования.
Отношения по поводу планировки территорий установлены гл. 5 настоящего Кодекса (см. комментарий), при этом следует иметь в виду, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
На сроки составления проектной документации влияют многие параметры, в том числе состав документации, завися-щий от характера застройки.
Состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации ли-нейных объектов, установлен в том числе комментируемым Кодексом (см. ст. 48).
Порядок разработки и состав проектной документации определяются Инструкцией о порядке разработки, согласова-ния, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95).
В то же время требования к составу проектной документации установлены и нормативными правовыми актами.
Например, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производст-венных объектов" определено, что в состав проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техни-ческое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта должна входить декларация про-мышленной безопасности. Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов по-терь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторож-дения" установлено, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образо-вания потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов РФ (МПР РФ) по со-гласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
В соответствии с Постановлением Госгортехнадзора РФ от 6 июня 2003 г. N 71 "Об утверждении Правил охраны недр" составление проектной документации по разработке общераспространенных полезных ископаемых может осуществ-ляться в упрощенном порядке.
Составление проектной документации по выборочной отработке наиболее богатых или находящихся в более благо-приятных горно-геологических условиях участков месторождения, пластов и залежей полезных ископаемых, приводящей к снижению качества остающихся балансовых запасов, их разубоживанию и истощению месторождения, подработке и надработке пластов и залежей, вследствие которых содержащиеся в них запасы полезных ископаемых могут утратить промышленное значение и оказаться потерянными, не допускается.
Проектной документацией на участок недр, залегающий в сложных горно-геологических и других природных услови-ях, предусматриваются меры, исключающие или значительно снижающие вредное влияние осложняющих природных фак-торов на рациональное, комплексное использование участка недр и одновременно обеспечивающие безопасное ведение горных работ, охрану недр и окружающей среды.


1. Внесенные изменения и дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправ-ления в Российской Федерации" относятся в основном к перечню вопросов местного значения и предметам публичного об-суждения.
Внесенными в названный Федеральный закон изменениями существенно расширяется перечень вопросов местного значения поселений. Если в ранее действовавшей редакции названного Закона к вопросам местного значения были отнесены лишь планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, установление правил землепользования и застройки территории поселения, изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения, то в измененном виде к вопросам местного значения поселений также относятся: утверждение генеральных планов поселения; утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд.
2. Новая редакция п. 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" существенно изменила перечень вопросов местного значения муниципальных районов.
Из прежних вопросов местного значения муниципального района осталось осуществление земельного контроля за ис-пользованием земель межселенных территорий.
Право на изъятие земельных участков межселенных территорий для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, заменено правом резервирования и изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
Ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации, а также территориальное зонирование зе-мель межселенных территорий из перечня вопросов местного значения муниципального района исключены.
3. Внесенные в п. 26 ч. 1 ст. 16 вышеназванного Закона изменения расширили перечень и изменили содержание во-просов местного значения городских округов.
Помимо изъятия, к вопросам местного значения городских округов отнесено резервирование, в том числе путем выку-па, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд.
Ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации заменено ведением информационной сис-темы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа.
Установление правил землепользования и застройки территории городского округа заменено их утверждением.
Планирование застройки, территориальное зонирование земель городского округа заменены утверждением генераль-ных планов городского округа и документации, подготовленной на основе генеральных планов городского округа.
К вопросам местного значения городского округа теперь относится утверждение местных нормативов градострои-тельного проектирования городского округа.
4. Изменения, внесенные в п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного само-управления в Российской Федерации", относятся к перечню вопросов, в обязательном порядке подлежащих публичному обсуждению.
Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муни-ципального образования представительный орган муниципального образования или глава муниципального образования обязаны выносить проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства и вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.

На сайте также ищут:
Статья 26. Реализация документов территориального планирования
Статья 3. Законодательство о градостроительной деятельности
Статья 59. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при осуществлении территориального планирования и градостроительного зонирования
Статья 53. Строительный контроль
Статья 50. Аккредитация юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий