Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) с комментариями к статьям

Статья 14. Содержание документов территориального планирования субъектов Российской Федерации

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 14. Содержание документов территориального планирования субъектов Российской Федерации

1. Документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации. Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.

2. Подготовка схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации может осуществляться применительно ко всей территории субъекта Российской Федерации или к ее частям.

3. Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям:

1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;

3) образование;

4) здравоохранение;

5) физическая культура и спорт;

6) иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.

4. В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

5. На картах планируемого размещения объектов регионального значения отображаются планируемые для размещения объекты регионального значения.

6. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 6 статьи 14

7. К схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации прилагаются материалы по обоснованию этих схем в текстовой форме и в виде карт.

8. Материалы по обоснованию схем территориального планирования субъектов Российской Федерации в текстовой форме содержат:

1) сведения о программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов регионального значения;

2) обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;

3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на комплексное развитие соответствующей территории.

9. Карты, включаемые в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, составляются применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования субъекта Российской Федерации. На указанных картах отображаются:

1) границы муниципальных образований - городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законом субъекта Российской Федерации;

2) объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов регионального значения, в том числе:

а) планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований;

б) особые экономические зоны;

в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. N 179-ФЗ в подпункт "г" пункта 2 части 9 статьи 14 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

г) территории объектов культурного наследия, территории исторических поселений федерального значения и территории исторических поселений регионального значения;

д) зоны с особыми условиями использования территорий;

е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны.

10. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 10 статьи 14

11. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 11 статьи 14

<Статья 13 | Статья 14 | Статья 15>

Научно-практический комментарий:

Содержание данной статьи практически следует содержанию ст. 10 комментируемого Кодекса (см. комментарий к статье) с учетом того, что подготовка документов территориального планирования осуществляется для целей планирования в границах и в интересах соответствующего субъекта РФ. Интересы субъекта РФ в данном случае сводятся прежде всего к размещению объектов регионального значения, определенных в п. 3 данной статьи.
Положения о землях сельскохозяйственного назначения и основных полномочиях субъекта РФ в отношении данных земель установлены ЗК РФ. Согласно данному Кодексу земли сельскохозяйственного назначения - это земли за чертой посе-лений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Отнесение земель к землям сельскохозяйственного назначения осуществляется, устанавливается в порядке, опреде-ленном законом, и закрепляется в правоустанавливающих и иных предусмотренных нормативными актами документах. Отнесение земель к землям сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, согласно ст. 8 ЗК РФ, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производ-ством целей:
- гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводст-во, животноводство, огородничество;
- хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муници-пальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
- некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
- казачьими обществами;
- опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;
- общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предостав-ляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (са-дами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образователь-ных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что особо охраняемые природ-ные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государст-венной власти субъектов РФ.
Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, ле-чебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям регио-нального значения.
Особо охраняемые природные территории регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов РФ.
Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования территорий государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Кроме того, ЗК РФ установил, что порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального назначения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ.
В целом законодательство об энергетике (в том числе электроэнергетике) не оперирует термином "энергетические системы регионального значения".
Федеральным законом "Об электроэнергетике" установлено понятие единой энергетической системы. Согласно этому Закону единая энергетическая система России - совокупность производственных и иных имущественных объектов электро-энергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
Тем же Законом установлено, что объекты электросетевого хозяйства представляют собой линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
В соответствии с Федеральным законом "О связи" при градостроительном планировании развития территорий и посе-лений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи - сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженер-ных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи.
Органы государственной власти субъектов РФ содействуют организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи.
Организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контакт-ных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи.
При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В случае если недвижимое имущество, принадлежащее гражданину или юридическому лицу, в результате осуществ-ления строительства, эксплуатации средств связи и сооружений связи не может использоваться в соответствии с его назна-чением, собственник или иной владелец в судебном порядке вправе требовать расторжения договора с организацией связи об использовании этого имущества.
При переносе или переустройстве линий связи и сооружений связи вследствие строительства, расширения территорий поселений, капитального ремонта, реконструкции зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоения новых земель, переустройства систем мелиорации, разработки месторождений полезных ископаемых и иных нужд оператору связи возме-щаются расходы, связанные с таким переносом или переустройством.
Возмещение может осуществляться по соглашению сторон в денежной форме либо посредством переноса или пере-устройства линий связи и сооружений связи заказчиком строительства за свой счет в соответствии с техническими условия-ми, выдаваемыми организацией связи, и стандартами.
Операторы связи на возмездной основе вправе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений.


Изменения, внесенные в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах орга-низации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", относятся к финансовому обеспечению полномочий органами государственной власти субъектов РФ по пред-метам совместного ведения.
Внесенными изменениями к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств региональных бюджетов, отнесено решение вопросов по утверждению схем территориального планирования субъектов РФ, утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждению региональных нормативов градостроительного проектирования, осуществлению государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Кодексом.
Иными словами, можно сказать, что после внесения вышеуказанных изменений утверждать схемы территориального планирования субъекта РФ, документацию по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, региональные нормативы градостроительного проектирования, а также осуществлять государственный строительный надзор субъекты РФ должны за счет средств своих бюджетов.

На сайте также ищут:
Статья 5. Субъекты градостроительных отношений
Статья 9. Общие положения о документах территориального планирования
Статья 40. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности
Статья 50. Аккредитация юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий