Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) с комментариями к статьям

Статья 18. Документы территориального планирования муниципальных образований

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 18. Документы территориального планирования муниципальных образований

1. Документами территориального планирования муниципальных образований являются:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

2) генеральные планы поселений;

3) генеральные планы городских округов.

2. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.

5. Установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, городского округа.

6. Представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условий:

1) не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения и отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития;

2) документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения.

<Статья | Статья 18 | Статья 19>

Научно-практический комментарий:

Комментируемой статьей определены документы территориального планирования муниципальных образований. По-скольку перечень документов, установленный п. 1 данной статьи, является закрытым, разработка иных документов террито-риального планирования не предусматривается.
Согласно данной статье отношения по поводу разработки и принятия документов территориального планирования муниципальных образований являются предметом регулирования нормативными актами Российской Федерации, субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления. Соотношение и условия регулирования должны соответст-вовать общим требованиям законодательного регулирования и разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, установленным Конституцией РФ, Федеральным законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
Нормы нормативных актов субъекта РФ и органов местного самоуправления не должны противоречить Кодексу.
Понятие поселений, употребляемое муниципальным законодательством, в настоящее время установлено Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Указанным Законом установлены следующие понятия:
- сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
- городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосред-ственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
- поселение - городское или сельское поселение;
- муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей тер-риторией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения меж-поселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ;
- городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного само-управления которого осуществляют полномочия по решению установленных данным Федеральным законом вопросов мест-ного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ;
- внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
- муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внут-ригородская территория города федерального значения;
- межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 1 - 13 данного Федерального закона.
При этом границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими тре-бованиями.
Территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в данном Законе, могут не включаться в состав территорий поселений.
Территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов.
Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреацион-ные земли, земли для развития поселения.
В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Целевое на-значение устанавливается в соответствии с ЗК РФ, в котором под категорией земель поселений понимаются земли населен-ных пунктов.
В состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с ге-неральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образо-ваниями).
В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый).
Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения.
В соответствии с законами субъекта РФ статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта РФ и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек.
На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с чис-ленностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения, и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.
Административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района.
Границы сельского поселения, в состав которого входит два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов РФ могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.
Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения.
Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения.
Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.
Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указан-ным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.
Территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.


В соответствии с комментируемой статьей п. 2 и абзац второй п. 4 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вступили в силу с 1 октября 2005 г. Данные нормы вносят изменения в ЗК РФ и устанавливают особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находя-щихся в государственной или муниципальной собственности, а также содержат предписание о том, что порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяются соответствующей статьей ЗК РФ.
Это было сделано для того, чтобы органы государственной власти и органы местного самоуправления смогли организационно подготовиться к новому порядку предоставления земельных участков для жилищного строительства (подробнее см. комментарий к ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Однако после 1 октября 2005 г. возник ряд проблем организационного и правового характера с предоставлением зе-мельных участков под жилищное строительство. Во-первых, органы местного самоуправления в большинстве субъектов РФ не подготовились организационно к проведению аукционов, не разработали соответствующие нормативные правовые акты. Во-вторых, встал вопрос о правовой судьбе земельных участков под жилищное строительство, в отношении которых были приняты решения о предварительном согласовании места размещения объекта, однако указанные земельные участки не были предоставлены до 1 октября 2005 г.
С целью решения данной юридической коллизии в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" были внесены изменения, вступившие в силу с 31 декабря 2005 г. Указанными изменениями уста-новлено, что земельный участок предоставляется юридическому лицу в аренду для комплексного освоения в целях жилищ-ного строительства на основании заявления без проведения аукциона, в случае если этим юридическим лицом было осуще-ствлено на основании заключенного до 30 декабря 2004 г. соглашения с органом государственной власти или органом мест-ного самоуправления выселение граждан из жилых помещений или возмещение связанных с выселением граждан убытков в соответствии с законодательством, действовавшим на момент такого выселения, а также снос зданий (в том числе много-квартирных домов и жилых домов), строений и сооружений, расположенных на данном земельном участке, в целях предос-тавления земельного участка для строительства жилья в зоне, предусмотренной градостроительной документацией.
Однако данные изменения не решают проблему в отношении земельных участков, предоставляемых не под комплекс-ное освоение, а под жилищное строительство. Представляется, что если до 1 октября 2005 г. органами местного самоуправ-ления было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, то земельный участок под жи-лищное строительство не должен предоставляться на аукционе, поскольку при ином толковании положений земельного и градостроительного законодательства инвесторы понесут значительные убытки. Причем эти убытки будет некому возме-щать, потому что ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления в таком случае не будут нести ответственность, ибо они действуют в соответствии с действующим законодательством.





КОММЕНТАРИЙ К ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Постатейный)

Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 30 мая 2008 года

3-е издание

Под редакцией
доктора юридических наук, профессора,
заслуженного деятеля науки Российской Федерации
С.А. БОГОЛЮБОВА

На сайте также ищут:
Статья 5. Субъекты градостроительных отношений
Статья 50. Аккредитация юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий
Статья 40. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Статья 33. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки
Статья 51. Разрешение на строительство