Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) с комментариями к статьям

Статья 26. Реализация документов территориального планирования

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 26. Реализация документов территориального планирования

1. Реализация документов территориального планирования осуществляется путем:

1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;

2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;

3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

2. Реализация схемы территориального планирования Российской Федерации осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными Правительством Российской Федерации и реализуемыми за счет средств федерального бюджета, или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, или в установленном Правительством Российской Федерации порядке решениями главных распорядителей средств федерального бюджета, или инвестиционными программами субъектов естественных монополий.

3. Реализация схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и реализуемыми за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, или нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, или в установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядке решениями главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации, или инвестиционными программами субъектов естественных монополий.

4. Реализация схемы территориального планирования муниципального района осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией муниципального района и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации муниципального района, или в установленном местной администрацией муниципального района порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, или инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ в часть 5 статьи 26 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст части в предыдущей редакции

5. Реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ статья 26 настоящего Кодекса дополнена частью 5.1, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5.1. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению представительными органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов. В случае принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа комплексного развития такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит.

6. В случае, если программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающие создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционные программы субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса приняты до утверждения документов территориального планирования и предусматривают создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, но не предусмотренных указанными документами территориального планирования, такие программы и решения подлежат в двухмесячный срок с даты утверждения указанных документов территориального планирования приведению в соответствие с ними.

7. В случае, если программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающие создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционные программы субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса принимаются после утверждения документов территориального планирования и предусматривают создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, но не предусмотренных указанными документами территориального планирования, в указанные документы территориального планирования в пятимесячный срок с даты утверждения таких программ и принятия таких решений вносятся соответствующие изменения.

<Статья 25 | Статья 26 | Статья 27>

Научно-практический комментарий:

Положения о реализации генерального плана поселения, генерального плана городского округа сходны с порядком реализации иных схем территориального планирования, установленных данной главой (см. комментарии к соответствую-щим статьям), как и в случае реализации схем территориального планирования муниципальных районов, отдельно выделены вопросы разработки и внесения изменений в правила землепользования и застройки. Основания, порядок разработки и утверждения правил землепользования и застройки установлены гл. 4 настоящего Кодекса.
Следует обратить внимание на то, что нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления установлены некоторые положения о реализации генерального плана поселения.
Так, Законом г. Москвы "О Генеральном плане города Москвы (Основные направления градостроительного развития города Москвы)" установлены положения о мониторинге реализации Генерального плана г. Москвы.
Мониторинг реализации основных направлений градостроительного развития г. Москвы (мониторинг реализации Ге-нерального плана) включает в себя систематический сбор и анализ сведений о ходе и итогах выполнения мероприятий, обеспечивающих реализацию основных направлений градостроительного развития г. Москвы, сведений о состоянии и изменениях среды жизнедеятельности, а также включает в себя внесение изменений в документы, регламентирующие использование и застройку территории г. Москвы в соответствии с утвержденными в установленном порядке документами территориального планирования и документацией по планировке территории.
Мониторинг реализации Генерального плана осуществляют органы исполнительной власти г. Москвы в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном нормативными правовыми актами г. Москвы. Правительство Москвы еже-годно рассматривает доклад о ходе реализации Генерального плана, принимает соответствующее постановление и информирует Московскую городскую Думу о принятых в нем решениях.
Мэр Москвы один раз в четыре года представляет в Московскую городскую Думу одобренный Правительством Моск-вы доклад об итогах реализации Генерального плана. Московская городская Дума рассматривает представленный мэром Москвы доклад и принимает по нему постановление.
Результаты мониторинга реализации Генерального плана учитываются Правительством Москвы при формировании на предстоящий период мероприятий по разработке, корректировке документов территориального планирования, городских целевых программ, планов размещения объектов строительства, реконструкции в г. Москве и адресных инвестиционных программ.
Законом Московской области от 2 ноября 2005 г. N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области" установлено, что Правительство Московской области среди иных полномочий организует разработку и реализацию Генерального плана развития Московской области.
Помимо этого, распоряжением Минмособлстроя от 10 января 2000 г. N 1 "О введении в действие территориальных строительных норм Московской области (ТСН ПЗП-99 МО)" определено, что настоящие нормы и правила разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области, входят в систему нормативных докумен-тов, определенную Госстроем России, и являются территориальными строительными нормами по градостроительству для Московской области.
Указанные территориальные строительные нормы (ТСН) конкретизируют и развивают основные положения дейст-вующих федеральных норм и направлены на реализацию Генерального плана развития Московской области до 2010 г. и Концепции развития Московской области на 1996 - 2005 гг.
Данные нормы и правила распространяются на планировку, застройку и реконструкцию территорий городских и сельских поселений Московской области в пределах их черты, а также резервных территорий, находящихся за пределами черты поселения.
Нормы и правила определяют обязательные требования к объектам градостроительства и применяются при разработке, экспертизе и реализации градостроительной документации о планировании развития территорий и застройке городских и сельских поселений Московской области, а также используются для принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, органами контроля и надзора, правоохранительными органами по вопросам, определенным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Применение норм и правил должно обеспечивать градостроительными средствами:
- устойчивое развитие городских и сельских поселений Московской области с учетом особенностей расселения и фор-мирования Московской агломерации и агломераций 2-го порядка;
- рациональное использование природных ресурсов Московской области, сохранение природного комплекса городов и их пригородных зеленых зон, улучшение экологического состояния поселений и территорий, а также сохранение и возрождение архитектурного и историко-культурного наследия;
- создание условий для реализации определенных законодательством Российской Федерации и Московской области социальных гарантий граждан, включая маломобильные группы населения и инвалидов, в части обеспечения объектами социального и культурно-бытового обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры и благоустройства поселений Московской области;
- повышение эффективности градостроительного использования территорий поселений на основе рационального зо-нирования, планировочной организации и застройки при обеспечении нормативных требований по интенсивности использования территории разных функциональных зон.
Постановление главы Ступинского района Московской области от 1 июня 2005 г. N 1713-п "Об утверждении концеп-ции социального развития села в Ступинском районе до 2010 года" устанавливает, что в целях перспективного развития территории и расширения жилищного строительства, поэтапной ликвидации ветхого жилищного фонда, развития ипотечного кредитования, реализации программы "Свой дом" намечены в том числе разработка и реализация генеральных планов п. Михнево, п. Малино, п. Жилево.