Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) с комментариями к статьям

Статья 3. Законодательство о градостроительной деятельности

1. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

<Статья 2 | Статья 3 | Статья 4>

Научно-практический комментарий:

1. Под нормативными правовыми актами понимаются принимаемые в пределах компетенции уполномоченными госу-дарственными, муниципальными и иными органами документы, содержащие обязательные для применения и исполнения гражданами и юридическими лицами общие (неперсонифицированные) правила поведения (нормы), рассчитанные на неоп-ределенное количество случаев и не исчерпывающиеся исполнением. В отличие от нормативных актов индивидуальные акты не содержат норм - общих правил поведения.
К иным, кроме федеральных законов, нормативным правовым актам РФ относятся указы Президента РФ, постановле-ния и иные акты Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и иные акты министерств, федеральных служб и федеральных агентств.
К иным, кроме законов, нормативным правовым актам субъектов РФ относятся акты президентов, глав, руководителей администраций и иных высших должностных лиц субъектов РФ, постановления и иные (кроме законов) акты законодатель-ных (представительных) органов субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ.
2 - 3. Все федеральные законы имеют равную силу и не должны по своей силе отличаться друг от друга, что определя-ется общепризнанными принципами права и подтверждено постановлением Конституционного Суда РФ по вопросу приоритетности и верховенства Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Однако в определенной (почти в каждой) сфере общественных отношений, как правило, принимается и действует го-ловной закон, обладающий верховенством в этой сфере общественных отношений: все остальные принимаемые в этой сфе-ре акты не могут противоречить ему, т.е. должны ему соответствовать в интересах выстраивания иерархии актов, их координации между собой, обеспечения единого правопонимания и соответствующего правопорядка.
Таким головным актом в законодательстве о градостроительной деятельности является ГрК РФ, которому не могут по вопросам градостроительной деятельности противоречить все нормативные правовые акты, предусмотренные ч. 1 и 4 ком-ментируемой статьи.
4. В муниципальных образованиях по вопросам градостроительной деятельности представительными органами, органами местного самоуправления также принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальный правовой акт - это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдель-ных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
Согласно ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного са-моуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования;
2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты (решения) представительного органа муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, с установлением правил, обязательных для ис-полнения на территории муниципального образования;
3) правовые акты:
а) главы муниципального образования (постановления и распоряжения) в пределах полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования;
б) постановления главы местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществ-лением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, иных органов местного самоуправления;
в) распоряжения и приказы должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Устав и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Предприятиями, учреждениями, организациями принимаются локальные акты, не входящие в законодательство, но составляющие вместе с другими указанными выше нормативными правовыми актами нормативно-правовую базу - иерархию нормативных правовых актов градостроительной деятельности.
Компетенция муниципальных и локальных органов в области градостроительной деятельности достаточно широка и устанавливается ГрК РФ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, регулирующими градостроительные отношения (ст. 8 ГрК РФ).
Согласно ст. 15 Конституции РФ составной частью российской правовой системы являются общепризнанные принци-пы и нормы международного права и международные договоры РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Ратификация международных договоров, в том числе по вопросам градостроительной деятельности, осуществляется Государственной Думой РФ, а коор-динатором их выполнения становится МИД РФ.


1. Данная статья устанавливает сроки введения в действие отдельных положений ГрК РФ. С 1 января 2006 г. вводятся в действие нормы, касающиеся порядка проведения государственной экспертизы проектной документации, за исключением правила о том, что не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением таких экспертиз, проведение которых вводится в действие с 1 января 2007 г.
2. С 1 июля 2006 г. вводится в действие гл. 7 ГрК РФ, регулирующая информационное обеспечение градостроительной деятельности.
3. С 1 января 2007 г. вводится в действие норма о том, что не допускается осуществление иных видов государственно-го надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного ст. 54 ГрК РФ.
4. С 1 января 2010 г. вводятся в действие следующие нормы:
- часть 4 ст. 9 ГрК РФ, устанавливающая, что не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
- часть 6 ст. 45 ГрК РФ, которая не допускает осуществления подготовки документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц;
- часть 3 ст. 51 ГрК РФ, согласно которой не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

На сайте также ищут:
Статья 27. Совместная подготовка проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления
Статья 21. Особенности согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района
Статья 18. Документы территориального планирования муниципальных образований
Статья 22. Утратила силу
Статья 53. Строительный контроль