Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) с комментариями к статьям

Статья 36. Градостроительный регламент

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 36. Градостроительный регламент

1. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

2. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:

1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;

2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;

3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;

4) видов территориальных зон;

5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

3. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

4. Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:

1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;

2) в границах территорий общего пользования;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ пункт 3 части 4 статьи 36 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;

4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.

5. Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в часть 6 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ в часть 7 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст части в предыдущей редакции

7. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами.

8. Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

9. Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

10. В случае, если использование указанных в части 8 настоящей статьи земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов.

<Статья 35 | Статья 36 | Статья 37>

Научно-практический комментарий:

1 - 3. Неотъемлемым элементом правил землепользования и застройки являются градостроительные регламенты, ко-торыми согласно ч. 1 ст. 36 ГрК РФ определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Понятие градостроительного регламента не нужно понимать слишком широко. Так, градостроительный регламент не определяет правовой режим недр, который регулируется Законом РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах", в соответствии с ко-торым недрами признается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Например, согласно ст. 8 Закона РФ "О недрах" пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде. Кроме того, на пользование недрами необходимо получение специального разрешения (лицензии).
Законом РФ "О недрах" установлены условия застройки и землепользования на площадях залегания полезных иско-паемых. Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объек-тов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки. Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.
Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам указанных зе-мельных участков их стоимости в соответствии с земельным законодательством. Решение об отчуждении таких земельных участков принимается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с разделением их полномочий.
Правовое регулирование использования градостроительных регламентов предусматривает ЗК РФ. В частности, ЗК РФ устанавливает обязанность собственников земельных участков и иных землепользователей при использовании земельных участков соблюдать требования градостроительных регламентов. В соответствии с ЗК РФ и ГрК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градо-строительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима зе-мельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроитель-ным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно свя-занные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон, если:
- виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
- их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
4. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты ка-питального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градострои-тельного зонирования. Вместе с тем ГрК РФ устанавливает два исключения из данного правила.
Во-первых, предусматриваются случаи, когда земельные участки подвергаются зонированию и включаются в состав правил землепользования и застройки, но действие градостроительного регламента на них не распространяется.
Во-вторых, ГрК РФ предусматривает ряд категорий земель, которые не подвергаются зонированию и в отношении ко-торых градостроительные регламенты не устанавливаются. Это земли лесного фонда, земли водного фонда, занятые водны-ми объектами, земли запаса, земли особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначе-ния. Это связано с особой экологической ценностью земель лесного фонда, земель водного фонда, земель особо охраняемых природных территорий, особой значимостью сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назна-чения для обеспечения продовольственной безопасности страны <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова, О.С. Колба-сова, О.И. Крассова и др. М.: Юстицинформ, 1997; Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова, Л.А. Заславской, И.Ф. Панкратова и др. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997; Комментарий к Федеральному закону "О разграничении государственной собственности на землю" / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2002.

В соответствии со ст. 102 ЗК РФ помимо земель, занятых водными объектами, на которые градостроительный регла-мент не распространяется, к землям водного фонда относятся земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, вы-деляемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. Соответственно действие градостроительного регламента распространяется на указанные земли в составе земель водного фонда.
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <1> определяет понятия памятников и ансамблей. Под памятниками понимаются: отдель-ные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного на-значения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захороне-ния; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скры-тые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (да-лее - объекты археологического наследия).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.

Ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.
Согласно ст. 15, 16 данного Федерального закона в Российской Федерации ведется Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения Реестра. Сведения, содержащиеся в Реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и веде-нии государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
Реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было при-нято решение о включении их в Реестр, а также посредством исключения из Реестра объектов культурного наследия, в от-ношении которых было принято решение об исключении их из Реестра. Объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в Реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, установленного перечня документов.
Под территориями общего пользования п. 12 ст. 85 ЗК РФ понимает земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Понятие линейных объектов в федеральном законодательстве четко не определено. В соответствии с Федеральным за-коном от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1> к ли-нейным объектам отнесены дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), неф-те-, газо- и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5276.

На практике возникает следующий вопрос: распространяется ли правовой режим линейных объектов на объекты, предназначенные для их обслуживания? Думается, что линейный объект представляет собой главную вещь, а объект, необ-ходимый для эксплуатации указанного объекта, является принадлежностью главной вещи.
Предоставление земельных участков для целей недропользования регулируется земельным законодательством и зако-нодательством о недрах. В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах" <1> участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр в соответствии с лицензией на пользование недрами, в том числе для добычи полезных ископаемых.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископае-мых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, со-гласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окру-жающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ве-домостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
5. Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Фе-дерации" под историческим поселением понимает городское или сельское поселение, в границах территории которого рас-положены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроитель-ную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.
В историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными город-скими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценные объекты.
Градостроительная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов данного поселения. В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, а также иных объектов, представляющих собой историко-культурную ценность или имеющих природоохранное, рекреационное или оздоровительное значение, в историческом поселении градостроительная деятельность подлежит особому регулированию в соответствии с ГрК РФ, Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и законодательством субъектов РФ.
Особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется посредством про-ведения под контролем соответствующих органов охраны объектов культурного наследия и органов исполнительной власти в области регулирования градостроительной деятельности комплекса мероприятий по охране объектов культурного наследия и включает:
- составление на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических иссле-дований историко-культурного опорного плана в границах исторического поселения с обозначением всех градостроитель-ных элементов и сооружений на земельных участках, представляющих собой историко-культурную ценность, как сохранив-шихся, так и утраченных, характеризующих этапы развития данного поселения;
- разработку градостроительных регламентов, касающихся размеров и пропорций зданий и сооружений, использова-ния отдельных строительных материалов, цветового решения, запрета или ограничения размещения автостоянок, рекламы и вывесок, других ограничений, необходимых для обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех историче-ски ценных градоформирующих объектов данного поселения.
Градостроительная документация, разрабатываемая для исторических поселений, и градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаемые в правила застройки муниципальных образований, подлежат обязательному согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном Правительством РФ, и с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законом данного субъекта РФ.
Данные, содержащиеся в историко-культурных опорных планах, сведения о границах территорий объектов культурного наследия как объектов градостроительной деятельности особого регулирования, границах зон охраны объектов культурного наследия подлежат внесению в градостроительный кадастр, а с 1 января 2006 г. - в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности.
Согласно Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Рос-сийской Федерации" под достопримечательными местами понимаются творения, созданные человеком, или совместные тво-рения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических посе-лений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, истори-ческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки по-строек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.