Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) с комментариями к статьям

Статья 45. Подготовка и утверждение документации по планировке территории

1. Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ в часть 2 статьи 45 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов федерального значения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ в часть 3 статьи 45 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов регионального значения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ в часть 4 статьи 45 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ в часть 5 статьи 45 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ статьи 45 настоящего Кодекса дополнена частью 5.1

5.1. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района при наличии согласия органов местного самоуправления поселения, городского округа вправе обеспечивать подготовку документации по планировке территории, предусматривающей размещение в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ часть 6 статьи 45 настоящего Кодекса изложена в новой редакции и применяется с 31 декабря 2012 г.

См. текст части в предыдущей редакции

6. Не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории (за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц, а также случая, предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса) в случаях, предусматривающих размещение объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района, а также в случаях, не предусматривающих размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района применительно к межселенным территориям).

7. В случае принятия решения о подготовке документации по планировке территории уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района в течение десяти дней со дня принятия такого решения направляют уведомление о принятом решении главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых принято такое решение.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ в часть 8 статьи 45 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

8. Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 343-ФЗ статья 45 настоящего Кодекса дополнена частью 8.1

8.1. В случае, если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах таких земельного участка или территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 343-ФЗ часть 9 статьи 45 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

9. В случае поступления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 настоящей статьи, такие органы в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления указанных заявлений обязаны принять решения о подготовке документации по планировке соответствующей территории.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ статья 45 настоящего Кодекса дополнена частью 9.1, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

9.1. Утверждение документации по планировке территории, предназначенной для создания особой экономической зоны, осуществляется органами управления особыми экономическими зонами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ в часть 10 статьи 45 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

10. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ в часть 11 статьи 45 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

11. В случае, если решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района, подготовка указанной документации должна осуществляться в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ часть 12 статьи 45 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

12. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют проверку подготовленной на основании их решений документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение тридцати дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки утверждают документацию по планировке территории или принимают решение об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ статьи 45 настоящего Кодекса дополнена частью 12.1

12.1. Уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют проверку подготовленной на основании их решений документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение тридцати дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки принимают решения о направлении такой документации соответственно в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главе местной администрации на утверждение или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ статьи 45 настоящего Кодекса дополнена частью 12.2

12.2. Документация по планировке территории, подготовленная на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления муниципального района, до ее утверждения подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселения, городского округа, применительно к территориям которых разрабатывалась такая документация.

13. Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения, органа местного самоуправления городского округа, устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ в часть 14 статьи 45 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

14. Документация по планировке территории, представленная уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, утверждается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации в течение четырнадцати дней со дня поступления указанной документации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ в часть 15 статьи 45 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

15. Документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации муниципального района, направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ в часть 16 статьи 45 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

См. текст части в предыдущей редакции

16. Глава местной администрации обеспечивает опубликование указанной в части 15 настоящей статьи документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

17. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

18. Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливается настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.

19. Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.

20. Порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

<Статья 44 | Статья 45 | Статья 46>

Научно-практический комментарий:

Комментируемая статья ставит разработку документации планировки территорий в зависимость от оснований и по-рядка разработки документов территориального планирования (см. гл. 4 Кодекса).
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представи-тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определяет полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), а именно решение вопросов:
- утверждения схем территориального планирования субъекта РФ, утверждения документации по планировке терри-тории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждения региональных нормати-вов градостроительного проектирования, осуществления государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных ГрК РФ;
- в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" функции заказчика по подготовке документации по планировке территории особой экономической зоны и соз-данию инженерной, социальной и иной инфраструктур за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и ме-стного бюджета выполняют органы управления особыми экономическими зонами.
Полномочия органов местного самоуправления в области подготовки документации установлены Федеральным зако-ном "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно данному Закону ор-ганы местного самоуправления осуществляют утверждение документации о территориальной планировке.
Исходя из положений комментируемой статьи, подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, в том числе в соответст-вии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов куль-турного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Разработка и утверждение технических регламентов осуществляются на основании Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Согласно данному Закону техническое регулирование представляет собой правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. В свою очередь, технический регламент - это документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции), в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Правовой режим объектов культурного наследия определен на основе Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". В соответствии с этим Законом отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.
При этом к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях данного Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со свя-занными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой цен-ность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этноло-гии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ст. 5 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и указанным Законом.
Рассматриваемым выше Федеральным законом установлено несколько важных правил охраны объектов культурного наследия и осуществления на территориях, на которых расположены такие объекты, хозяйственной деятельности. В частно-сти, данным Законом определено, что установление общих принципов содержания объектов культурного наследия и границ территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, проведение строительных, ремонтных и иных работ на терри-ториях объектов культурного наследия и в зонах их охраны являются полномочием Российской Федерации.
Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
При этом установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования представляет собой действие в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения органом государственной власти субъекта РФ по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов РФ.
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством РФ.
В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелио-ративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении со-хранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положи-тельные заключения историко-культурной экспертизы и государственной экологической экспертизы.
Граница историко-культурного заповедника определяется на основании историко-культурного опорного плана и (или) иных документов и материалов, в которых обосновывается предлагаемая граница:
- в отношении историко-культурного заповедника федерального значения - федеральным органом охраны объектов культурного наследия;
- в отношении историко-культурного заповедника регионального значения и историко-культурного заповедника мест-ного (муниципального) значения - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при усло-вии обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов данного поселения, указанных в п. 2 ст. 59 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в соответствии с данным Федеральным законом.
В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, а также иных объектов, представляющих собой историко-культурную ценность или имеющих природоохранное, рекреационное или оздоровительное значение, в историче-ском поселении градостроительная деятельность подлежит особому регулированию в соответствии с ГрК РФ, Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и законода-тельством субъектов РФ.
Особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется посредством про-ведения под контролем соответствующих органов охраны объектов культурного наследия и органов исполнительной власти в области регулирования градостроительной деятельности комплекса мероприятий по охране объектов культурного наследия и включает в себя:
- составление на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических иссле-дований историко-культурного опорного плана в границах исторического поселения с обозначением всех градостроитель-ных элементов и сооружений на земельных участках, представляющих собой историко-культурную ценность, как сохранив-шихся, так и утраченных, характеризующих этапы развития данного поселения;
- разработку градостроительных регламентов, касающихся размеров и пропорций зданий и сооружений, использова-ния отдельных строительных материалов, цветового решения, запрета или ограничения размещения автостоянок, рекламы и вывесок, других ограничений, необходимых для обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех историче-ски ценных градоформирующих объектов данного поселения.
Градостроительная документация, разрабатываемая для исторических поселений, и градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаемые в правила застройки муниципальных образований, подлежат обязательному согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, если иное не определено соглашением о передаче полномочий между федеральным органом охраны объектов культурного наследия и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, и с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законом данного субъекта РФ.
Следует отметить, что утверждение документации по планировке территории, предназначенной для создания особой экономической зоны, осуществляется органами управления особыми экономическими зонами, а не органами местного само-управления. Порядок создания особых экономических зон установлен Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".