Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) с комментариями к статьям

Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ в часть 1 статьи 48 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ в часть 2 статьи 48 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

3. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ часть 4 статьи 48 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

4. Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ в часть 5 статьи 48 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ статья 48 настоящего Кодекса дополнена частью 5.1

5.1. В случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ в часть 5.2 статьи 48 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5.2. Договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ в часть 6 статьи 48 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. В случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу:

1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в пункт 3 части 6 статьи 48 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ часть 7 статьи 48 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

7. Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации. Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года или при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее чем на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение одного года или при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента предоставления технических условий и информации о плате за такое подключение (технологическое присоединение) должен определить необходимую ему для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий. Обязательства организации, предоставившей технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, прекращаются в случае, если в течение одного года или при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента предоставления правообладателю земельного участка указанных технических условий он не определит необходимую ему для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий и не подаст заявку о таком подключении (технологическом присоединении).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в часть 8 статьи 48 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

8. Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.

Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения

<Статья 47 | Статья 48 | Статья 48.1>

Научно-практический комментарий:

1 - 2. Неотъемлемым элементом процесса строительной деятельности является архитектурно-строительное проектирование, которое заключается в подготовке проектной документации объектов капитального строительства.
Градостроительный кодекс РФ определяет содержание проектной документации - это документация, включающая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конст-руктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строи-тельства, их частей, капитального ремонта таких объектов.
Подготовка проектной документации требуется в том случае, если предполагается осуществить строительство, рекон-струкцию или капитальный ремонт зданий, строений и сооружений. При этом исходя из того значения, которое законодатель вкладывает в понятие "реконструкция" (п. 14 ст. 1 ГрК РФ), оно включает и расширение, и техническое перевооружение.
Что касается капитального ремонта, то подготовка проектной документации требуется в том случае, если при прове-дении такого ремонта затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капи-тального строительства.
Новым является определение момента, с которым ГрК РФ связывает возможность подготовки проектной документа-ции. Так, согласно п. 3.1 СНиП 11-01-95 разработка проектной документации осуществляется при наличии утвержденного решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Этим обусловливается и то, что многие законодательные акты предусматривают предоставление земельных участков на основе проектной документации (например, ст. 31 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" <1>, Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации" <2>). Такое положение противоречит новому ГрК РФ, согласно которому решение о подготовке проектной документации принимает застройщик, т.е. лицо, которому уже принадлежит земельный участок на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3697.
<2> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.

3. Наличие разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документации - обязательное условие для получения разрешения на строительство. В то же время принципиально новым является положение о том, что при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства не требуется проектная документация. В целях избежания неоднозначного толкования на практике данной нормы Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" внесено уточнение о том, что в данном случае под объектами индивидуального жилищного строительства понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к та-ким объектам, но при этом представления проектной документации для получения разрешения на строительство не требует-ся. Юридическое значение подготовка проектной документации будет иметь в том случае, если в результате несоответствия проектной документации требованиям технических регламентов, материалам инженерных изысканий причинен вред жизни, здоровью физических лиц или имуществу физических или юридических лиц. В таком случае лицо, осуществлявшее подго-товку проектной документации, обязано в полном объеме возместить причиненный вред (ч. 2 ст. 60 ГрК РФ).
4 - 6. Части 4 и 5 комментируемой статьи устанавливают круг лиц, которые могут осуществлять подготовку проектной документации. Такими лицами могут быть как сам застройщик, так и привлекаемое им (или его уполномоченным лицом - заказчиком) на договорной основе физическое или юридическое лицо. При этом указанные лица могут осуществлять подго-товку проектной документации только при условии их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим такого рода деятельность.
Законодательством Российской Федерации установлено такое требование к лицам, которые могут осуществлять под-готовку проектной документации, как наличие лицензии. Причем указанное требование претерпело существенные измене-ния. Ранее в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежала лицензированию деятельность по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом и по строительству таких зданий и сооружений. При этом уровни ответственности зданий и сооружений устанавливались по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету", утвержденному Постановлением Госстроя СССР от 25 марта 1988 г. N 48 (с изм. от 21 декабря 1993 г.). Согласно Правилам учета степени ответственности зданий и сооружений при проектировании конструкций, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 19 марта 1981 г. N 41, степень ответственности зданий и сооружений определяется размером материального и социального ущерба, возможного при достижении конструкциями предельных состояний. Порядок лицензирования деятельности по проектированию установлен Положением о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 г. N 174 (в ред. Постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 731) <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 12. Ст. 1149, N 41. Ст. 3983.

Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ внесены изменения в Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которым лицензированию подлежит проектирование зданий и сооружений, за исключением соору-жений сезонного или вспомогательного назначения. Перечень работ и услуг по указанным видам деятельности должен уста-навливаться положениями о лицензировании таких видов деятельности.
Изменениями от 2 июля 2005 г. в Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмат-ривалась отмена с 1 января 2007 г. лицензирования проектирования зданий и сооружений.
Вместе с тем отмена лицензирования проектирования зданий и сооружений должна быть увязана с переходом к иным методам государственного регулирования соответствующих сфер экономической деятельности:
- развитию саморегулирования посредством создания в соответствующей сфере деятельности саморегулируемых ор-ганизаций и наделения их соответствующими полномочиями по контролю за надлежащим качеством подготовки проектной документации;
- принятию ряда технических регламентов в этой области.
В этой связи необходимо принять федеральные законы о саморегулируемых организациях, об утверждении соответствующих технических регламентов, внести соответствующие изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации. В настоящий момент работа по внесению изменений и принятию указанных федеральных законов не завершена.
В связи с этим 22 декабря 2006 года Государственной Думой принят Федеральный закон "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", согласно которому срок лицензирования проектирования зданий и сооружений продлен до 1 июля 2007 года.
Как правило, в большинстве случаев подготовка проектной документации осуществляется специализированной орга-низацией, привлекаемой застройщиком (уполномоченным им лицом - заказчиком) на договорной основе. При этом отноше-ния между застройщиком (заказчиком) и привлекаемым на договорной основе лицом регулируются гражданским законода-тельством (ст. 758 - 762 ГК РФ "Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ"). Неотъемлемой частью такого договора является задание застройщика (заказчика) (рекомендуемое задание на проектирование объектов капитального строительства приводится в СНиП 11-01-95).
7 - 10. Принципиально новыми и социально важными являются регламентация вопроса, связанного с получением тех-нических условий на присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, закрепление на законодатель-ном уровне необходимости разработки проектной документации в соответствии с техническими условиями.
В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи порядок определения и предоставления технических условий и опреде-ления платы за подключение, а также порядок подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения установ-лены Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 920.

Указанные Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построен-ных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, критерии определения возможности подключения, а также в процессе подключения таких объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок подачи и рассмотрения заявления о подключении, выдачи и исполнения условий подключения и условий подачи ресурсов.
Согласно указанным Правилам к сетям инженерно-технического обеспечения относится совокупность имуществен-ных объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Общее правило устанавливает, что информация о технических условиях должна содержаться в градостроительном плане, выдаваемом органом местного самоуправления, на основе которого осуществляется подготовка проектной докумен-тации. В случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Если правообладатель земельного участка не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, он об-ращается в орган местного самоуправления с запросом о предоставлении сведений о такой организации, а орган местного самоуправления предоставляет в течение двух рабочих дней с даты обращения сведения о соответствующей организации, включая наименование, юридический и фактический адреса.
Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.
Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
Технические условия должны содержать следующие данные:
- максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
- срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
- срок действия технических условий, но не менее двух лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспече-ния должна содержать:
- данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий);
- дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен).
Если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
С 1 января 2006 г. плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения определяется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" <1>, в соответствии с п. 11 ст. 2 которого плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения - это плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, иного объекта, а также пла-та, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае если дан-ная реконструкция влечет увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объ-екта.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 36.

Согласно ч. 2 ст. 12 указанного Федерального закона размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта. Тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры устанавливаются органом местного самоуправления.
При смене правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия, новый правообладатель вправе воспользоваться этими техническими условиями, уведомив организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, о смене правообладателя.
Обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращают-ся, если в течение одного года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Если в процессе строительства (реконструкции) объекта капитального строительства превышен срок действия условий его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, указанный срок продлевается по согласованию с исполнителем на основании обращения заказчика.
В соответствии с Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения представляет собой процесс, дающий воз-можность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям ин-женерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.
Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется в порядке, который включает следующие этапы:
- подача заказчиком заявления о подключении;
- заключение договора о подключении;
- выдача эксплуатирующей организацией заказчику условий подключения (технических условий для присоединения), которые не противоречат техническим условиям, ранее полученным заказчиком от эксплуатирующей организации, или ор-гана местного самоуправления, либо от предыдущего правообладателя земельного участка, при условии что срок действия технических условий не истек;
- выполнение заказчиком условий подключения;
- проверка исполнителем выполнения заказчиком условий подключения;
- присоединение заказчиком объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении;
- выполнение условий подачи ресурсов.
Подключение объекта капитального строительства к электрическим сетям и сетям газоснабжения после заключения договора о подключении осуществляется в порядке, установленном соответственно Правилами технологического присоеди-нения энергопринимающих устройств (энергетических установок) заказчиков к электрическим сетям в Российской Федера-ции (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 <1>) и Правилами пользования газом и предостав-ления услуг газоснабжения в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 317 "Об утвер-ждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации" <2>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 2). Ст. 5525.
<2> СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1870.

Для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заказчик на-правляет в эксплуатирующую организацию:
- заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заказчика (для физических лиц - фами-лия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес;
- нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление;
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта;
- топографическую карту участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооруже-ниями), согласованную с эксплуатирующими организациями;
- информацию о сроках строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию строящегося (реконструируемого) объекта;
- иные документы, которые в зависимости от вида сетей инженерно-технического обеспечения должны быть пред-ставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и о газоснабжении.
После выполнения заказчиком условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения исполнитель выдает разрешение на осуществление заказчиком присоединения указанного объек-та к сетям инженерно-технического обеспечения. После осуществления присоединения исполнитель и заказчик подписыва-ют акт о присоединении.
До начала подачи ресурсов (оказания соответствующих услуг) заказчик должен получить разрешение на ввод в экс-плуатацию объектов капитального строительства, заключить договоры о снабжении соответствующими видами ресурсов (об оказании соответствующих услуг), получение которых обеспечивается в результате подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Лицо, осуществляющее самовольное технологическое подключение объекта капитального строительства к сетям ин-женерно-технического обеспечения, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Часть 11 комментируемой статьи содержит требования к подготовке проектной документации: она должна осуще-ствляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Следует отметить, что до введения в действие технических регламентов проектная документация должна разрабаты-ваться в соответствии с требованиями законодательства, нормативными техническими документами в части, не противоре-чащей Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и ГрК РФ.
Форма градостроительного плана земельного участка, на основе которого разрабатывается проектная документация, установлена Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 840 <1>. До установления Правительством РФ такой формы проектная документация должна была разрабатываться на основе архитектурно-планировочного задания, выдаваемого в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 22 августа 2004 г.) <2>, (п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" <3>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 205.
<2> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 44; 2004. N 35. Ст. 3607.
<3> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 17.

Градостроительный план земельного участка в обязательном порядке готовится в случае подготовки проекта межева-ния территории (ч. 6 ст. 43 ГрК РФ) или может выдаваться по заявлению физического или юридического лица. По заявлению физического или юридического лица градостроительный план готовится органом местного самоуправления в течение 30 дней со дня поступления указанного заявления. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроитель-ный план земельного участка без взимания платы (ч. 17 ст. 46 ГрК РФ).
Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капи-тального строительства может быть предоставлено правообладателю земельного участка, размер которого меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которого неблагоприятны для застройки. Порядок предоставления такого разрешения установлен ст. 40 ГрК РФ.
12 - 14. Часть 12 комментируемой статьи устанавливает перечень обязательных разделов проектной документации применительно к любым объектам капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объек-тов.
Федеральным законом "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" закреплена воз-можность застройщиков (заказчиков) готовить проектную документацию применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции. При этом подчеркивается, что это право застройщика (заказчика) (подп. "г" п. 18 ст. 1).
Частью 13 комментируемой статьи предусмотрено, что состав и требования к содержанию разделов проектной доку-ментации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строитель-ства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются Правительством РФ. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные зако-нодательные акты Российской Федерации" внесено изменение в часть 13 рассматриваемой статьи, согласно которому Пра-вительство РФ также должно установить состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представ-ляемой на государственную экспертизу и в органы государственного строительного надзора.
В настоящее время данные вопросы Правительством РФ полностью не урегулированы. Постановлением Правительст-ва Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. При подготовке проектной документации следует также руководствоваться ведомственными нормативными правовыми актами, строительными и санитарными нормативами и правилами, а также государственными стандартами <1>. Особо среди таких документов следует отметить СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, со-гласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" (приняты Постановлением Минстроя России от 30 июня 1995 г. N 18-64 и отменены Постановлением Госстроя России от 17 февраля 2003 г. N 18 <2>). Несмотря на то что указанные СНиП были отменены, согласно письму Госстроя России от 20 марта 2003 г. N СК-1692/3 <3> до утверждения федеральных строительных нормативных документов, регулирующих выполнение предпроектных и проектных работ, возможно использование в практике реального проектирования ранее действовавших СНиП 11-01-95 и СНиП 11-101-95 "Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений" (приняты Постановлением Минстроя России от 30 июня 1995 г. N 18-63 и отменены Постановлением Госстроя России от 12 июля 2002 г. N 86 <4>). По сути, указанные СНиП остаются единственным документом, содержащим общие требования к проектной документации. Однако следует помнить, что применять их можно только в части, не противоречащей ГрК РФ, Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", иным федеральным законам и постановлениям Правительства РФ.
--------------------------------
<1> Например, Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов (утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 10 июня 2003 г. N 80), Правила промышленной безопасности для взрывопожароопасных производственных объектов хранения, переработки и использования растительного сырья (утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 10 июня 2003 г. N 85), Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий (утв. Постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 г. N 79), СНиП 11-03-2001 "Типовая проектная документация" (приняты Постановлением Госстроя России от 29 ноября 2001 г. N 122), СНиП 2.01.15-90 "Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1990 г. N 118), СНиП 31-03-2001 "Производственные здания" (приняты Постановлением Госстроя России от 19 марта 2001 г. N 20), СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (утв. Постановлением Минстроя России от 13 февраля 1997 г. N 18-7; с изм. от 3 июня 1999 г., 19 июня 2000 г.), Свод правил по проектированию и строительству СП 11-111-99 "Разработка, согласование, утверждение, состав проектно-планировочной документации на застройку территорий малоэтажного жилищного строительства" (утв. Постановлением Госстроя России от 30 декабря 1999 г. N 94), Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15 декабря 2000 г.), устанавливающие санитарные требования, которые следует соблюдать при проектировании, реконструкции, строительстве, а также содержании эксплуатируемых жилых зданий и помещений, СанПиН 2.2.3.1384-03 "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 11 июня 2003 г.), Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26 февраля 2002 г.), СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17 мая 2001 г.), СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96 "Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ)", Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов. СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03" (введены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 июня 2003 г. N 135 с 30 июня 2003 г.), СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", СН 2.2.4/2.1.8.566-96 "Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий", СН 2.2.4/2.1.8.583-96 "Инфразвук на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", СН 2605-82 "Санитарные нормы и правила обеспечения инсоляцией жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки", СанПиН 4723-88 "Санитарные правила устройства и эксплуатации системы централизованного горячего водоснабжения", СН 2971-84 "Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты", Перечень материалов и конструкций, разрешенных к применению в строительстве Министерством здраво-охранения СССР N 3859-85, ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмо-сферном воздухе населенных мест" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2003 г. N 114), ГН 2.6.1.758-99 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99)", ГОСТ 30494-96 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях", СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", СНиП 2.08.01-89* "Жилые здания", СНиП 2.04.05-91 "Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха", СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий", СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение", СНиП 23-01-99 "Строительная климатология" (введены в действие Постановлением Госстроя России от 11 июня 1999 г. N 45), СНиП 2.06.01-86 "Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 28 мая 1986 г. N 71), СНиП 3.04.03-85 "Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии", СН 517-80 "Инструкция по проектированию и строительству противолавинных защитных сооружений" и др.
<2> Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2003. N 2.
<3> Бюллетень Минюста РФ. 2004. N 6.
<4> Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2002. N 4.

Так, согласно ч. 12 комментируемой статьи не являются обязательными такие разделы проектной документации, пре-дусмотренной СНиП 11-01-95, как: генеральный план и транспорт; технологические решения; организация и условия труда работников, управление производством и предприятием; эффективность инвестиций. Смета на строительство объекта явля-ется обязательным разделом проектной документации, разрабатываемой только применительно к объектам капитального строительства, финансируемым за счет средств соответствующих бюджетов. Это связано с тем, что главное назначение про-ектной документации заключается в том, чтобы обеспечить надежность, безопасность зданий, строений и сооружений, бла-гоприятную среду жизнедеятельности. Вопросы обоснованности затрат и эффективности расходования средств обязательны только для объектов капитального строительства, финансируемых за счет бюджетных средств. В остальных случаях такие разделы, как эффективность инвестиций и сметная документация, могут разрабатываться при подготовке проектной документации по заданию заказчика, однако указанные разделы не могут быть предметом государственной экспертизы проектной документации.
Именно поэтому ГрК РФ не связывает подготовку проектной документации с наличием утвержденных (одобренных) инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений, наличием разработанной предпроектной документации.
Кроме того, обязательное наличие перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предусматривается ГрК РФ только применительно к проект-ной документации объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уни-кальных объектов, объектов обороны и безопасности (ч. 14 комментируемой статьи).
Пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, ре-конструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изыска-ний, техническими условиями, должна включать: основание для разработки проекта, исходные данные для проектирования, краткую характеристику объекта, данные о проектной мощности объекта (вместимость, пропускная способность), номенклатуре, качестве, конкурентоспособности, техническом уровне продукции, сырьевой базе, потребности в топливе, воде, тепловой и электрической энергии, комплексном использовании сырья, отходов производства, вторичных энергоресурсов; сведения о социально-экономических и экологических условиях района строительства; основные показатели по генеральному плану, инженерным сетям и коммуникациям, мероприятия по инженерной защите территории; общие сведения, характеризующие условия и охрану труда работающих при проектировании производственных объектов, санитарно-эпидемиологические мероприятия, основные решения, обеспечивающие безопасность труда и условия жизнедеятельности маломобильных групп населения; сведения об использованных в проекте изобретениях; технико-экономические показатели, полученные в результате разработки проекта, их сопоставление с показателями утвержденного (одобренного) обоснования инвестиций в строительство объекта (при их наличии) и установленным заданием на проектирование, выводы и предложения по реализации проекта; сведения о проведенных согласованиях проектных решений; подтверждение соответствия разработанной проектной документации государственным нормам, правилам, стандартам, исходным данным, а также техническим условиям и требованиям, выданным органами государственного надзора (контроля) и заинтересованными организациями при согласовании места размещения объекта, и др.
Раздел проектной документации "Архитектурные решения" должен включать: сведения об инженерно-геологических, гидрогеологических условиях площадки строительства; краткое описание и обоснование архитектурно-строительных решений по основным зданиям и сооружениям; обоснование принципиальных решений по снижению производственных шумов и вибраций, бытовому, санитарному обслуживанию работающих; мероприятия по электро-, взрыво- и пожаробезопасности, защите строительных конструкций, сетей и сооружений от коррозии; основные чертежи: планы, разрезы и фасады основных зданий и сооружений со схематическим изображением основных несущих и ограждающих конструкций.
Раздел проектной документации "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспече-ния, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" с учетом СНиП 11-01-95 дол-жен включать: решения по водоснабжению, канализации, теплоснабжению, газоснабжению, электроснабжению, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха, инженерное оборудование зданий и сооружений, в том числе электрооборудование, электроосвещение, связь и сигнализация, радиофикация и телевидение, противопожарные устройства и молниезащита и др.; диспетчеризацию и автоматизацию управления инженерными системами; основные чертежи: принципиальные схемы теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и канализации и др.; планы и профили инженерных сетей; чертежи основных сооружений; планы и схемы внутрицеховых отопительно-вентиляционных устройств, электроснабжения и электрооборудования, радиофикации и сигнализации, автоматизации управления инженерными системами и др., а также данные о производственной программе; краткую характеристику и обоснование решений по технологии производства, данные о трудоемкости (станкоемкости) изготовления продукции, механизации и автоматизации технологических процессов; состав и обоснование применяемого оборудования, в том числе импортного; решения по применению малоотходных и безотходных технологических процессов и производств, повторному использованию тепла и уловленных химреагентов; число рабочих мест и их оснащенность на производственных объектах; данные о количестве и составе вредных выбросов в атмосферу и сбросов в водные источники (по отдельным цехам, производствам, сооружениям); технические решения по предотвращению (сокращению) выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду; оценку возможности возникновения аварийных ситуаций и решения по их предотвращению; вид, состав и объем отходов производства, подлежащих утилизации и захоронению; топливно-энергетический и материальный балансы технологических процессов; потребность в основных видах ресурсов для технологических нужд и т.д.
Раздел проектной документации "Проект организации строительства объектов капитального строительства" должен разрабатывается с учетом условий и требований, изложенных в договоре на выполнение проектных работ, и имеющихся данных о рынке строительных услуг. Ранее указанный раздел должен был разрабатываться в соответствии со СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 2 сентября 1985 г. N 140; с изм. от 11 декабря 1986 г. N 48 и изм. Минстроя России от 6 февраля 1995 г. N 18-8) <1>. Однако указанные СНиП отменены, и с 1 января 2005 г. Постановлением Госстроя России от 19 апреля 2004 г. N 70 <2> одобрены для применения СНиП "Организация строительства", которые имеют рекомендательный характер.
--------------------------------
<1> Официальное издание. Минстрой России. М.: ГП ЦПП, 1996.
<2> Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2004. N 3.

Раздел проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" должен выполняться в соот-ветствии с требованиями федеральных законов, государственными стандартами, строительными нормами и правилами, нормативными документами Минприроды России и другими нормативными актами, регулирующими природоохранную деятельность. Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <1> при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть: предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности; учтены нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; предусмотрены мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления; применены ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов (ст. 34, 36). При проектировании и строительстве тепловых электростанций должны быть предусмотрены их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства (ст. 40); при проектировании мелиоративных систем должны быть применены меры по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод, охране земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду (ст. 43); при проектировании объектов нефтеперерабатывающих производств должны быть предусмотрены эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбору нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду (ст. 46).
На сайте также ищут:
Статья 21. Особенности согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района
Статья 16. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации
Статья 23. Содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа
Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности
Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства