Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) с комментариями к статьям

Статья 5. Субъекты градостроительных отношений

1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

<Статья 4 | Статья 5 | Статья 6>

Научно-практический комментарий:

1. Определив в ст. 4 ГрК РФ объект и предмет регулирования данного Кодекса, отграничив действие его норм от дей-ствия норм других отраслей российского законодательства и права, законодатель определил в общем виде перечень субъек-тов градостроительных отношений, сделав его традиционным и аналогичным перечню, содержащемуся в других федераль-ных законах.
Предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования вы-ступают в градостроительных отношениях в двух качествах:
1) как регуляторы градостроительных, жилищных, земельных, других природоресурсных и иных общественных от-ношений в соответствии с конституционным, муниципальным, административным правом и законодательством, и в этих случаях их нормативные правовые акты носят властный, обязательный, нормативный, т.е. государственно-правовой и (или) административный, характер;
2) как заказчики, подрядчики градостроительной деятельности, собственники градостроительного имущества, нахо-дящегося в их пользовании, владении и распоряжении, и в этих случаях они действуют на равных правах с другими участниками градостроительной деятельности.
Во втором случае согласно ст. 126 ГК РФ ее субъекты и муниципальные образования отвечают по свои обязательст-вам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга. Осо-бенности ответственности РФ и ее субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием ино-странных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.
Гражданско-правовой (имущественный) статус граждан (физических лиц) предусмотрен ст. 17 - 47 ГК РФ, а юридиче-ских лиц и их видов - ст. 48 - 123 ГК РФ.
Характеристики, структура, компетенция и взаимоотношения Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований предусматриваются Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами, конституциями, уставами и иными законами субъектов РФ, уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований.
2. Государственные и муниципальные органы выступают от имени РФ, ее субъектов и муниципальных образований в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Прави-тельства РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, а также субъектов РФ и муниципальных образований.
Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ действуют в соответствии с Конституцией РФ и регламентами о своей работе. Президент РФ действует на основании Конституции РФ. Например, его Указами от 18 де-кабря 1991 г. N 294 и от 30 ноября 1992 г. N 1487 учреждены особо ценные объекты культурного (национального) наследия народов Российской Федерации, Указом от 30 ноября 1995 г. N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государст-венной тайне, которыми регулируются отношения, относящиеся к градостроительной деятельности.
Правительство РФ действует на основании ст. 110 - 117 Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).
Публичные органы власти, которыми являются органы государственной власти РФ, ее субъектов и органы местного самоуправления, принимают в пределах их компетенции, предусмотренной ст. 3 и 4 ГрК РФ, нормативные правовые акты, которыми осуществляется регулирование градостроительных отношений (см. комментарии к указанным статьям).
Так, в Российской Федерации приняты и действуют регулирующие градостроительные отношения Федеральные зако-ны "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ, "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14 июля 1992 г., "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г., "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ, Основы законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. и Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г., "О радиационной безопасности населения" от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ.
Выступая от имени Российской Федерации, Президент РФ издает указы нормативного и индивидуального характера, например от 6 ноября 1993 г. и от 6 декабря 1995 г. N 1219 "О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации".
Компетенцию России реализует и субъектом градостроительных отношений является Правительство РФ, которое их регулирует в Постановлениях "Об утверждении Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости феде-рального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения" от 10 марта 2000 г. N 221, "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" от 24 ноября 1998 г. N 1371, "О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации" от 11 августа 1998 г. N 928, "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" N 777 <1>.
--------------------------------
<1> См.: Федеральный государственный экологический контроль: Пособие для правоприменителей / С.А. Боголюбов, Н.В. Кичигин и др. М., 2005.

От имени Российской Федерации и в пределах ее компетенции нормативные правовые акты в области регулирования градостроительной деятельности принимают федеральные министерства. Так, Минздравом России утверждены Санитарные правила проектирования промышленных предприятий 1971 г., Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторсырья 1982 г., Санитарные правила устройства и содержания полигонов для твердых бытовых отходов 1983 г., Санитарные правила содержания территорий населенных мест 1988 г., Санитарные правила "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения" 1995 г., Санитарные правила и нормы "Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы" 1999 г. и "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" 2000 г. На федеральные службы и федеральные агентства возложены правоприменительные задачи, а также задачи по управлению имуществом и оказанию услуг населению.
В субъектах РФ их компетенция в области градостроительной деятельности проявляется, например, в Законах г. Мо-сквы "О градостроительном зонировании территории города Москвы" от 9 декабря 1998 г., "О защите прав граждан при реа-лизации градостроительных решений в городе Москве" от 25 июня 1997 г., "О регулировании градостроительной деятельно-сти на территориях природного комплекса города Москвы" от 21 октября 1998 г., "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы" от 1 июля 1996 г., "Об особом порядке регулиро-вания градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве" от 9 июня 2004 г.
Субъекты РФ участвуют в регулировании градостроительных отношений и, таким образом, являются субъектами гра-достроительных отношений путем принятия законов, например Московской области - "Об организации и функциональном зонировании территории Московской области" от 9 января 1997 г., Чувашской Республики - "О градостроительстве" от 1 ноября 1999 г., Воронежской области - "О регулировании градостроительных отношений в Воронежской области" от 23 января 1997 г.; Градостроительного устава Тюменской области от 24 марта 1999 г.
Указанные в комментируемой статье соответствующие органы - законодательные собрания субъектов градострои-тельных отношений (субъектов РФ) реализовали свою компетенцию в Градостроительных кодексах Ленинградской области от 7 июля 1998 г., Мурманской области от 29 января 1997 г., Республики Башкортостан от 7 июня 1999 г., Калининградской области от 15 октября 1999 г., Томской области от 23 октября 1998 г. После принятия в 2004 г. комментируемого Кодекса субъекты РФ приводят свои законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие градостроительные отношения, в соответствие с ГрК РФ.
В приведенных Законах субъектов РФ определяются полномочия органов местного самоуправления в области градо-строительной деятельности (см. об этом комментарий к ст. 8). Например, в Градостроительном уставе Ханты-Мансийского автономного округа от 10 ноября 1997 г. предусматриваются полномочия представительных органов местного самоуправления по утверждению правил застройки и других нормативных правовых актов в области регулирования градостроительства на территории муниципального образования, утверждению черты сельских поселений, контролю за соблюдением градостроительного законодательства, а исполнительные органы местного самоуправления разрабатывают правила застройки города, ведут градостроительный городской кадастр и мониторинг, устанавливают и прекращают права на недвижимость, устанавливают правила и порядок содержания объектов градостроительства.

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Комментируемой статьей предусмотрен переходный период для передачи сведений государственного градостроительного кадастра от органов государственной власти органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, который должен завершиться к 1 июля 2006 г.
В свою очередь, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов должны выделить соответствующие помещения, оргтехнику, сформировать штат муниципальных служащих, обеспечить финансирование за счет местного бюджета. Кроме того, комментируемая статья предписывает Правительству РФ в установленные сроки разработать нормативные правовые акты в части реализации информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Так, Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти должны были быть утверждены в течение шести месяцев с момента введения в действие ГрК РФ следующие нормативные правовые акты в данной области об утвер-ждении:
- Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации в целях ведения информационных систем обеспе-чения градостроительной деятельности;
- Порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
- Требований к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
- Порядка взимания и максимального размера платы за предоставление сведений информационной системы обеспече-ния градостроительной деятельности;
- Порядка предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по за-просам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
Однако по состоянию на июнь 2006 г. большинство соответствующих нормативных правовых актов не утверждены. Без их принятия сложно говорить о создании и ведении органами местного самоуправления эффективной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Исключением является Постановление Правительства РФ от 9 июня 2006 г. N 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности". Указанным Постановлением утверждено и вводится в действие с 1 июля 2006 г. Положе-ние об информационном обеспечении градостроительной деятельности.
Установлен максимальный размер платы:
- за предоставление сведений, содержащихся в одном разделе информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, - в размере 1000 рублей;
- за предоставление копии одного документа, содержащегося в информационной системе обеспечения градострои-тельной деятельности, - в размере 100 рублей.
Размер платы за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, устанавливается органами местного самоуправления на основании методики определения размера платы за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, утверждаемой Министерством экономического развития и торговли РФ, и не должен превышать максимальный размер платы в размере соответственно 1000 и 100 рублей.
Органам государственной власти, на которые возложено ведение государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности, предписано до 1 июля 2006 г. принять меры по передаче в органы местного самоуправления городских округов или муниципальных районов сведений государственного градостроительного кадастра в объеме, необходимом для ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Министерству регионального развития РФ по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ предписано разработать и утвердить:
а) классификаторы, справочники и иные методические и нормативно-технические документы, обеспечивающие един-ство технологии, программных, лингвистических, правовых и организационных средств автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
б) порядок присвоения регистрационных и идентификационных номеров;
в) порядок и требования к ведению книг, входящих в состав разделов информационной системы обеспечения градо-строительной деятельности, номенклатуру таких книг, а также правила присвоения номеров книгам, входящим в состав раз-делов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;
г) порядок инвентаризации и передачи в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности све-дений, не включенных в градостроительные кадастры соответствующего уровня, о документах и материалах развития территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иных необходимых для градостроительной деятельности сведений, содержащихся в документах, принятых органами государственной власти или органами местного самоуправления, и копий этих документов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2006 г. с 1 июля 2006 г. утрачивает силу Постановле-ние Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 271 "Об утверждении Положения о ведении государственного градостроитель-ного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Российской Федерации".
Информационную систему ведут органы местного самоуправления городского округа или муниципального района. Информационная система может быть автоматизированной. Информационная система представляет собой систематизиро-ванный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, ука-занных в подп. "а" - "з" п. 1 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, зе-мельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной дея-тельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района.
Информационная система состоит из:
- основных разделов, в которых содержится информация, предусмотренная ч. 4 ст. 56 ГрК РФ;
- дополнительных разделов, в которых содержится иная информация, имеющая отношение к градостроительной дея-тельности.
Информационная система имеет девять основных разделов:
- раздел I "Документы территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территории муниципального образования";
- раздел II "Документы территориального планирования субъекта Российской Федерации в части, касающейся терри-тории муниципального образования";
- раздел III "Документы территориального планирования муниципального образования, материалы по их обоснова-нию";
- раздел IV "Правила землепользования и застройки, внесение в них изменений";
- раздел V "Документация по планировке территорий";
- раздел VI "Изученность природных и техногенных условий";
- раздел VII "Изъятие и резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд";
- раздел VIII "Застроенные и подлежащие застройке земельные участки";
- раздел IX "Геодезические и картографические материалы".
Каждый раздел подразделяется на Общую и Специальную части.
Дополнительные разделы информационной системы создаются и ведутся по решению органа местного самоуправле-ния. Сведения, документы и материалы, содержащиеся в дополнительных разделах информационной системы, не могут дуб-лировать сведения, документы и материалы, содержащиеся (подлежащие размещению) в основных разделах информацион-ной системы.
Сведения, подлежащие размещению в информационной системе и полученные в соответствии с ч. 2 ст. 57 ГрК РФ от органов государственной власти или органов местного самоуправления, регистрируются в книге учета сведений в день их поступления. В течение 14 дней с даты регистрации указанные сведения должны быть размещены в информационной систе-ме.
Внесение изменений в сведения, содержащиеся в информационной системе, осуществляется на основании информа-ции, поступившей от органов государственной власти или органов местного самоуправления. Копии документов и материа-лов, на основании которых в сведения, содержащиеся в информационной системе, вносились изменения, помещаются в ра-нее открытые книги соответствующих разделов информационной системы.
Сведения, содержащиеся в информационной системе, хранятся на бумажных и электронных носителях. При несоот-ветствии записей на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе.
Каждой записи, содержащейся в Общей части разделов информационной системы, и каждому документу, копия кото-рого хранится в книге, присваивается регистрационный номер. Порядок присвоения регистрационных номеров указанным записям и документам, содержащимся в информационной системе, устанавливается Министерством регионального развития РФ по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ.
Каждой записи, содержащейся в Специальной части разделов информационной системы, присваивается идентифика-ционный номер. Порядок присвоения идентификационных номеров указанным записям информационной системы устанав-ливается Министерством регионального развития РФ по согласованию с Министерством экономического развития и торгов-ли РФ.
Сведения, содержащиеся в информационной системе, являются открытыми и общедоступными, за исключением све-дений, отнесенных в соответствии с федеральными законами к категории ограниченного доступа.
Предоставление сведений, содержащихся в информационной системе, осуществляется на основании запроса органа государственной власти, органа местного самоуправления, физического или юридического лица, заинтересованных в полу-чении сведений информационной системы.
Заинтересованное лицо подает в орган местного самоуправления городского округа или муниципального района письменный запрос с указанием своего наименования (имени) и места нахождения (места жительства).
В запросе указываются раздел информационной системы, запрашиваемые сведения о развитии территории, застройке территории, земельном участке и объекте капитального строительства, форма предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, и способ их доставки.
Орган местного самоуправления исходя из объема запрашиваемых сведений, содержащихся в информационной сис-теме, и с учетом установленных размеров платы за предоставление указанных сведений определяет общий размер платы за предоставление таких сведений.
Бесплатно сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются по запросам органов государствен-ной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, орга-низаций (органов) по учету объектов недвижимого имущества, учету государственного и муниципального имущества, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - по запросам физических и юридических лиц.
Оплата предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, осуществляется заинтересованным ли-цом через банк или иную кредитную организацию путем наличного или безналичного расчета и зачисляется в доход бюджета соответствующего муниципального образования. Внесение платы в безналичной форме подтверждается копией платежного поручения с отметкой банка или иной кредитной организации о его исполнении. Внесение платы наличными средствами подтверждается квитанцией установленной формы.
Сведения, содержащиеся в информационной системе, выдаются (направляются) заинтересованному лицу в срок, не превышающий 14 дней с даты представления документа, подтверждающего внесение платы за предоставление указанных сведений. Дата выдачи (направления) сведений, содержащихся в информационной системе, и их содержание фиксируются в порядке, установленном органом местного самоуправления. Сведения, содержащиеся в информационной системе, предос-тавляются на бумажных и (или) электронных носителях в текстовой и (или) графической формах.
Технологии и программные, лингвистические, правовые и организационные средства ведения автоматизированной информационной системы должны обеспечивать:
- обмен документированными сведениями, содержащимися в информационной системе, и сведениями, содержащимися в автоматизированной системе ведения государственного земельного кадастра, а также материалами и данными, содер-жащимися в Государственном картографо-геодезическом фонде РФ;
- поиск информации по адресу объекта капитального строительства, координатам земельного участка, кадастровому номеру земельного участка, наименованию и реквизитам документа;
- хранение, обеспечение резервного копирования и защиту сведений, содержащихся в информационной системе;
- актуализацию сведений, содержащихся в информационной системе, посредством регистрации и учета новых доку-ментов, а также перевода в архивный режим хранения документов, которые в установленном порядке признаны недейст-вующими;
- составление аналитических отчетов по запросам заинтересованных лиц;
- ведение журнала операций, произведенных со сведениями информационной системы.
В целях обеспечения единства технологии и программных, лингвистических, правовых и организационных средств автоматизированных систем Министерством регионального развития РФ по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ разрабатываются и утверждаются классификаторы, справочники и иные методические и нормативно-технические документы.
В предоставлении сведений, содержащихся в информационной системе, может быть отказано по причине установлен-ного в соответствии с законодательством Российской Федерации запрета в предоставлении указанных сведений заинтересо-ванному лицу. Об отказе в предоставлении сведений, содержащихся в информационной системе, заинтересованное лицо получает письменное уведомление с указанием причин отказа. Отказ в выдаче сведений, содержащихся в информационной системе, может быть обжалован в судебном порядке.

На сайте также ищут:
Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства
Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства
Статья 23. Содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа
Статья 63. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
Статья 32. Порядок утверждения правил землепользования и застройки