Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) с комментариями к статьям

Статья 51. Разрешение на строительство

См. текст наименования в предыдущей редакции

До 1 октября 2011 г., а в случае, если в соответствии со статьей 51 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 224-ФЗ) решение о внесении изменений в разрешение на строительство принимает орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления либо такое решение принимает федеральный орган исполнительной власти на основании документов, принятых органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, до 1 июля 2012 г. для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство заинтересованное лицо одновременно с уведомлением о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка предоставляет в уполномоченные на выдачу разрешения на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления копии документов, предусмотренных соответственно пунктами 1 - 4 части 21.10 статьи 51 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 224-ФЗ). В этом случае непредставление указанных документов является основанием для принятия решения об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство

Статья 51. Разрешение на строительство

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ в часть 1 статьи 51 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ в часть 2 статьи 51 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ в часть 3 статьи 51 настоящего Кодекса внесены изменения, применяющиеся с 31 декабря 2012 г.

См. текст части в предыдущей редакции

3. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 224-ФЗ часть 4 статьи 51 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

4. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 224-ФЗ часть 5 статьи 51 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

5. Разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции:

1) утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст пункта 1 части 5 статьи 51


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 364-ФЗ в пункт 2 части 5 статьи 51 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2) объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), - федеральным органом управления государственным фондом недр;

3) объекта использования атомной энергии - уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

4) гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, аэропортов или иных объектов авиационной инфраструктуры, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, объектов обороны и безопасности, объектов космической инфраструктуры, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, объектов, строительство, реконструкцию которых планируется осуществить на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации, - уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

5) объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, - исполнительными органами государственной власти, осуществляющими функции в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

6) объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 224-ФЗ часть 6 статьи 51 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

6. Разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи и другими федеральными законами, выдается:

1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта - на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта, расположенного на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации;

2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);

3) органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ статья 51 настоящего Кодекса дополнена частью 6.1, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

6.1. Прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство, документов, необходимых для получения разрешения на строительство, информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача разрешения на строительство могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ в часть 7 статьи 51 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

7. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в подпункт "д" пункта 3 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ пункт 4 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 апреля 2012 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ часть 7 статьи 51 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7, вступающим в силу с 1 апреля 2012 г.

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ в часть 7.1 статьи 51 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

7.1. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2 и 5 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 7 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 2 и 5 части 7 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ статья 51 настоящего Кодекса дополнена частью 7.2, вступающей в силу с 1 июля 2011 г.

7.2. Документы, указанные в пункте 1 части 7 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

8. Утратила силу с 1 апреля 2012 г.

Информация об изменениях:

См. текст части 8 статьи 51

<Статья 50 | Статья 51 | Статья 52>

Научно-практический комментарий:

1 - 2. Единственным законным основанием для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, за исключением случаев, установленных ГрК РФ, является разрешение на строительство.
Разрешение на строительство регулировалось и ГрК РФ 1998 г., однако регламентация порядка выдачи разрешения на строительство в новом ГрК РФ претерпела существенные изменения. Прежде всего иной смысл вкладывается в само понятие "разрешение на строительство". Так, это не просто документ, дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, но и документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. В то же время, в отличие от ГрК РФ 1998 г., разрешение на строительство также требуется и для проведения капитального ремонта объекта, но отсутствует необходимость получать разрешение на строительство для благоустройства территории.
В отличие от ГрК РФ 1998 г., согласно которому форма заявления о выдаче разрешения на строительство, порядок и сроки рассмотрения данного заявления, перечень представляемых к рассмотрению материалов, форма разрешения на строительство, порядок введения в действие указанного разрешения и срок его действия, а также порядок обжалования отказа в выдаче разрешения на строительство устанавливаются ГрК РФ 1998 г., законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, новый ГрК РФ детально регламентировал все указанные вопросы. Это объясняется необходимостью установления единого порядка выдачи разрешения на строительство с целью недопущения злоупотребления властью на уровне субъектов РФ, создания действительно единого правового пространства при осуществлении строительства, реконструкции.
3. С 1 января 2010 г. не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Введение такой нормы направлено на стимулирование исполнения органами местного самоуправления своей обязанности по принятию правил землепользования и застройки с целью недопущения злоупотреблений со стороны органов местного самоуправления при принятии индивидуальных решений по использованию земельных участков и пресечения хаотической застройки городов и других населенных пунктов.
4 - 6. Новым ГрК РФ изменена и процедура выдачи разрешений на строительство. ГрК РФ четко разграничил полно-мочия органов различных уровней власти по выдаче разрешений на строительство. Так, по ГрК РФ 1998 г. органы архитек-туры и градостроительства готовили документы для выдачи разрешений на строительство, которые выдавались органом местного самоуправления.
Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполни-тельной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Исчерпывающий перечень таких земельных участков установлен в ст. 36 ГрК РФ (ч. 4 и 6).
В качестве примера можно привести ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурно-го наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно которой выдача разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе на ремонт и реставрацию, осуществляется:
- в отношении объектов культурного наследия федерального значения - федеральным органом охраны объектов куль-турного наследия или его территориальными органами либо в порядке, определяемом договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта РФ. Разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия выдает Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия <1>;
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 301 // СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2671.

- в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта РФ или муниципальным правовым актом.
Согласно ст. 76 Кодекса торгового мореплавания РФ <1> выдача разрешений на проведение строительных работ в порту осуществляется капитаном морского рыбного или торгового порта. Разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах горного отвода выдает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (п. 5.3.3.3 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.

В остальных случаях разрешение на строительство выдается органами местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В соответствии со ст. 8 ГрК РФ выдача разрешений на строительство на территории поселения или городского округа осуществляется соответственно органами местного самоуправления поселения или городского округа, на межселенных территориях - органами местного самоуправления муниципального района.
Из этого правила есть еще одно исключение: разрешение на строительство для строительства, реконструкции, капи-тального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размеще-нии которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков, выдается соответственно уполномочен-ными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Перечень таких объектов, для размещения которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, зе-мельных участков, определен ст. 49 ЗК РФ (с изм. от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ) <1>. К таким объектам относятся: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечи-вающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объ-екты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги общего пользования в гра-ницах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 17.

Так, временные разрешения на строительство блоков атомных станций (АС) гражданского назначения выдаются Гос-атомнадзором России (Положение о порядке выдачи временных разрешений Госатомнадзора России на строительство бло-ков атомных станций гражданского назначения РД-04-07-94, утвержденное Приказом Госатомнадзора России от 9 марта 1994 г. N 26) <1>. Временное разрешение Госатомнадзора России на строительство блока АС является официальным доку-ментом, который разрешает строительство конкретного блока АС и устанавливает условия, при которых строительство блока разрешено. Временное разрешение на строительство выдается Госатомнадзором России отдельно на каждый блок АС.
--------------------------------
<1> РВ. 1994. 29 марта.

В связи с тем что ГрК РФ установил новый порядок выдачи разрешения на строительство и исключил такое понятие, как территории объектов градостроительной деятельности особого регулирования, Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 221 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения" <1> не подлежит применению.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1297.

7 - 10. Градостроительный кодекс РФ установил исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
В числе таких документов указан градостроительный план, форма которого установлена Постановлением Правитель-ства РФ от 29 декабря 2005 г. N 840.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градострои-тельного кодекса Российской Федерации" <1> до установления Правительством РФ формы градостроительного плана для получения разрешения на строительство застройщик представлял в уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган кадастровый план земельного участка. В связи с тем что в таком случае проектная документация разрабатывалась на основе архитектурно-планировочного задания, то соответственно для получения разрешения на строительство необходимо было представлять в уполномоченный орган также и архитектурно-планировочное задание.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 17.

Для получения разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства при подготовке схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта необходимо исходить из требований градостроительного плана земельного участка. До утверждения формы градостроительного плана земельного участка Правительством РФ необходимо было руководствоваться действующими градостроительными и строительными нормами и правилами.
11 - 15. Градостроительный кодекс РФ закрепил порядок действий органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, с момента поступления заявления о выдаче разрешения на строительство до момента выдачи такого раз-решения. При этом установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым застройщику может быть отказано в выда-че разрешения на строительство.
Одним из оснований отказа в выдаче разрешения на строительство является несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. Формулировка п. 2 ч. 11 комментируемой статьи приводила к неоднозначному пониманию и позволяла трактовать ее таким образом, что это основание применимо и для случаев выдачи разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства. В целях устранения неоднозначного толкования норм ГрК РФ на практике п. 20 ст. 1 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" сделано уточнение: при поступлении заявления о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган должен проверять на соответствие требованиям градостроительного плана не проектную документацию, а схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта.
В случае если в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градо-строительного кодекса Российской Федерации" для получения разрешения на строительство представлялся не градострои-тельный, а кадастровый план земельного участка, а также архитектурно-планировочное задание, на основе которого разрабатывалась проектная документация, то орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, проверяет соответствие проектной документации архитектурно-планировочному заданию, а не требованиям градостроительного плана. Соответственно уполномоченный орган не может отказать в выдаче разрешения на строительство по такому основанию, как несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, но может отказать при несоответствии такой документации архитектурно-планировочному заданию. Применительно к индивидуальному жилищному строительству в указанной ситуации может быть отказано в выдаче разрешения на строительство, если схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта не соответствует действующим градостроительным и строительным нормам и правилам.
Важное значение имеет закрепление в ГрК РФ возможности выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции. При этом под этапами строительства, реконструкции следует понимать достаточно широкий круг работ. Это могут быть подготовительные работы, например связанные со сносом сооружения для нового строительства, или демонтаж отдельных конструкций при реконструкции, земляные работы по устройству котлованов, устройство фундаментов, строительство отдельных блоков объекта и т.д. Определить, что конкретно относится к этапу строительства, реконструкции, должно Правительство РФ, закрепив требования к составу и содержанию проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции. Соответственно получение разрешения на выполнение отдельных этапов строительства, реконструкции должно осуществляться по процедуре, предусмотренной комментируемой статьей. В связи с тем что ГрК РФ урегулировал данный вопрос, не подлежит применению Примерное положение о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ (утв. Приказом Минстроя России от 3 июня 1992 г. N 131), предусматривающее иной порядок получения разрешения на выполнение указанных видов работ.
Следует учитывать, что не во всех случаях можно допускать подготовку проектной документации на отдельные этапы строительства, а только при условии, что последующий этап не будет влиять на характеристики надежности и безопасности результатов работ, выполненных на предыдущих этапах строительства.
Также Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" введена обязанность органа, выдавшего разрешение на строительство, направить копию такого разрешения в соответствующий орган государственного строительного надзора. Эта норма направлена на обеспечение органов государственного строительного надзора своевременной информацией для оперативного реагирования и пресечения случаев самовольного строительства.
16. Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 г. N 698 <1> утверждена форма разрешения на строительст-во. До ее утверждения разрешения на строительство выдавались по форме, принятой законом и иными нормативными пра-вовыми актами субъектов РФ (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градо-строительного кодекса Российской Федерации"). Следует отметить, что ни ГрК РФ, ни Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не предусматривают обязанности и необходимости замены после утверждения формы разрешения на строительство Правительством РФ ранее выданных разрешений на строительство.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 48. Ст. 5047.

Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство утверждена Приказом Министерства регио-нального развития РФ от 19 октября 2006 г. N 120.
17. Согласно ГрК РФ 1998 г. разрешение на строительство не требовалось, если работы по строительству и реконст-рукции объектов недвижимости не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зда-ний, строений и сооружений, а также в случае возведения временных зданий, строений и сооружений на площадках, необхо-димых для строительных работ. Определение перечня объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Градостроительный кодекс РФ значительно расширил перечень тех случаев, когда разрешение на строительство не требуется.
Следует отметить, что в случае когда разрешение на строительство не требуется, строительство или реконструкция не могут осуществляться хаотично, по собственному усмотрению застройщика. Прежде всего любое строительство, реконструкция, ремонт должны осуществляться в соответствии с техническими регламентами (до их принятия строительными нормами и правилами и иными нормативными правовыми актами), а также градостроительными регламентами, в том числе предельными параметрами допустимого строительства.
Например, в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" <1> строительство на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, должно осуществляться в соответствии с проектом организации и застройки садоводческого или дачного некоммерческого объединения. Нормативы организации и застройки территории таких объединений устанавливают органы местного самоуправления. Основными нормативами организации и застройки территории являются: количество и размеры подъездных и внутренних дорог; минимальные расстояния между зданиями, строениями, сооружениями и границами земельных участков, тип источников водоснабжения, техническая характеристика инженерного обеспечения территории такого объединения, перечень необходимых противопожарных сооружений, перечень мероприятий по охране окружающей среды и т.д. (ст. 33). Проект организации и застройки территории утверждается органом местного самоуправления. При разработке проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения необходимо руководствоваться СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения" (утв. Постановлением Госстроя России от 10 сентября 1997 г. N 18-51).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801.

Пунктом 1 ч. 17 комментируемой статьи предусматривалось, что не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу. Такая редакция статьи привела к тому, что граждане стали строить на предоставленных им земельных участках гаражи, используемые ими для осуществления предпринимательской деятельности. Такой подход, конечно, не соответствует положениям ГрК РФ. С целью недопущения подобной ситуации Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" было внесено уточнение о том, что не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Вместе с тем, поскольку закон обратной силы не имеет, используемые для осуществления предпринимательской деятельности гаражи, построенные до внесения соответствующих изменений в ГрК РФ на земельных участках, предоставленных физическим лицам, не являются самовольными постройками и недопустимо требовать от застройщиков получения разрешения на строительство или на ввод объекта в эксплуатацию.
В п. 3 ч. 17 комментируемой статьи под строениями и сооружениями вспомогательного характера следует понимать любые постройки, за исключением основного здания (например, жилого дома на земельном участке, принадлежащем граж-данину), которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер, например сарай, баня, летняя кухня, иные надворные постройки, теплицы, парники, навесы и т.д.
Следует отметить, что перечень объектов, для строительства, реконструкции, капитального ремонта которых не тре-буется разрешение на строительство, указанный в ГрК РФ, не является исчерпывающим. Субъекты РФ могут определять и иные объекты, для строительства которых не требуется разрешение на строительство.
Кроме того, Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 206-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Рос-сийской Федерации по вопросам совершенствования градостроительной деятельности" также предусмотрено, что разреше-ние на строительство не требуется в случае изменений объекта капитального строительства и (или) его частей, если эти из-менения не затрагивают конструктивных и других характеристик надежности и безопасности такого объекта и (или) его частей и не являются нарушением строительных норм и правил (подп. "б" п. 2 ст. 1). Однако данная норма применяется только до 2010 г. при отсутствии правил землепользования и застройки. В случае принятия правил землепользования и застройки необходимо руководствоваться п. 4 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, который допускает такие изменения объекта капитального строительства, если они не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
18 - 21. Градостроительный кодекс РФ отменил регистрацию органами местного самоуправления разрешения на строительство. В то же время ч. 18 комментируемой статьи устанавливает обязанность застройщика в течение 10 дней пере-дать в орган, выдавший разрешение на строительство, документы, необходимые для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (в дело о застроенных или подлежащих застройке земельных участках) (гл. 7 ГрК РФ).
Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Россий-ской Федерации" указанный перечень документов был уточнен. Исходя из целей создания информационной системы обес-печения градостроительной деятельности, необходимости обеспечения безопасности построенных объектов от угроз терро-ризма, предусматривается, что передаче подлежат не все материалы инженерных изысканий и не вся проектная документа-ция, а только общие сведения об объекте, копии результатов инженерных изысканий и копии разделов проектной докумен-тации, имеющих наиболее важное общественное значение (мероприятия по охране окружающей среды, по обеспечению доступа инвалидов к объектам и т.д.), или копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Невыполнение этой обязанности приводит к тому, что застройщику будет отказано в выдаче разрешения на ввод объ-екта в эксплуатацию до того момента, пока указанные документы не будут переданы в орган, выдавший разрешение на строительство (ч. 7 ст. 55 ГрК РФ).
Срок действия разрешения на строительство также существенно отличается от срока, который был установлен ГрК РФ 1998 г., - три года. Связано это с тем, что ранее установленный срок не учитывает особенностей объектов, для строительства, реконструкции, капитального ремонта которых выдается разрешение на строительство. Именно по этой причине ГрК РФ закрепил, что разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. В связи с тем что для индивидуального жилищного строительства не разрабатывается проектная организация, а следовательно, и проект организации строительства, то в таких случаях разрешение на строительство выдается на десять лет. Разрешение на строительство может быть продлено на основании заявления заказчика. Но в целях пресечения возможных злоупотреблений со стороны застройщика в продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи заявления о продлении такого срока (т.е. не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения).
Поскольку в проекте организации строительства объекта, являющегося разделом проектной документации, указывается срок строительства, то для возможности продления строительства требуется внесение изменений в данный раздел проектной документации. В таком случае и продлевать разрешение на строительство уполномоченный орган должен на указанный срок. В отношении индивидуального жилищного строительства ГрК РФ не указывает срок продления разрешения на строительство. Однако с учетом ч. 19 комментируемой статьи разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства не может продлеваться более чем на 10 лет. Высказываются опасения о том, что отсутствие в ГрК РФ указания на срок продления действия разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства может создать определенные трудности на практике, когда органы будут вынуждены каждый раз продлевать срок действия разрешения на строительство на 10 лет, и это может привести к злоупотреблениям со стороны граждан, затягивающих ввод дома в эксплуатацию с целью избежания налогообложения на недвижимость. Однако следует напомнить, что в соответствии с Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83) до начала подачи ресурсов (оказания соответствующих услуг) заказчик должен получить разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Аннулирование разрешения на строительство приводит к невозможности осуществления работ по строительству, ре-конструкции, капитальному ремонту. Так, например, ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасно-сти гидротехнических сооружений" предусматривает, что эксплуатация гидротехнического сооружения и обеспечение безо-пасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), а также гидротехнического сооружения, которое подлежит консервации или ликвидации, и гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника, осуществляются в соответствии с положением, утвержденным Правительством РФ.
Положение об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического соору-жения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, под-лежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. N 237 <1>. Безопасность гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию ко-торого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), обеспечивается собственником гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организацией в соответствии с предписанием органа государственного надзора. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация в соответствии с предписанием органа государственного надзора разрабатывают и выполняют мероприятия по устранению причин, приведших к аннулированию разрешения на строительство и эксплуатацию гидротехнического сооружения.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1249.

22. Часть 22 комментируемой статьи устанавливает, что порядок выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, может определяться Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ. В связи с этим необходимо отметить два момента. Первое: ГрК РФ устанавливает возможность принятия такого порядка. В случае если Правительством РФ или органами государственной власти субъектов РФ не установлен особый порядок выдачи разрешения на строительство, то такое разрешение должно выдаваться с соблюдением процедур, предусмотренных комментируемой статьей. Второе: органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать порядок выдачи разрешения на строительство как для органов исполнительной власти субъектов РФ, так и для органов местного самоуправления.
В качестве примера можно указать Правила принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, ра-диационных источников и пунктов хранения (утв. Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 306; в ред. от 1 февраля 2005 г. N 49) <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1442; 2005. N 7. Ст. 560.

23. Порядок выдачи разрешений на строительство объектов, составляющих государственную тайну, регулируется За-коном РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с изм. от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) <1>.