Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) с комментариями к статьям

Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ в пункт 2 статьи 6 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2) утверждение документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

3) техническое регулирование в области градостроительной деятельности;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ статья 6 настоящего Кодекса дополнена пунктом 3.1

3.1) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 3.2 статьи 6 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

3.2) осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ статья 6 настоящего Кодекса дополнена пунктом 3.3

3.3) обращение в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ статья 6 настоящего Кодекса дополнена пунктом 3.4

3.4) установление перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ статья 6 настоящего Кодекса дополнена пунктом 3.5

3.5) ведение федеральной государственной информационной системы территориального планирования;

4) установление порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ статья 6 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4.1, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4.1) установление требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов;

5) утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст пункта 5 статьи 6

<Статья 5 | Статья 6 | Статья 6.1>

Научно-практический комментарий:

1. В данной статье установлены полномочия органов государственной власти федерального уровня, а именно Прави-тельства РФ и федеральных органов исполнительной власти, в том числе уполномоченных.
Указанные в данной статье полномочия органов государственной власти предполагают совершение названными органами власти определенных действий (самостоятельно, совместно с иными органами власти или по согласованию с ними), реализацию возложенных на них нормотворческих функций либо иных конкретных функций.
Необходимо отметить, что в названии и ч. 1 комментируемой статьи употребляется определение "полномочия органов государственной власти Российской Федерации". Вместе с тем Кодексом установлены полномочия лишь Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, но не установлены полномочия иных федеральных органов государственной власти <1>. Если названное определение толковать расширительно, то это означает, что определение "органы государственной власти Российской Федерации" распространяется и на Президента РФ, и на иные федеральные органы государственной власти.
--------------------------------
<1> В действующем законодательстве Российской Федерации под федеральными органами государственной власти понимаются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ (см. ст. 3 Федерального закона от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" // СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 170).

Например, если в тексте статей Кодекса указывается, что органы государственной власти Российской Федерации вправе представить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования Российской Федерации (ч. 10 ст. 11 Кодекса), то это означает, что все органы власти, которые согласно действующему законодательству Российской Федерации являются федеральными органами государственной власти Российской Федерации или органами государствен-ной власти Российской Федерации, в том числе Президент РФ, вправе реализовать указанное право <1>.
--------------------------------
<1> Более подробно об административно-правовом статусе и компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Российской Федерации см.: Лазарев Б.М. Органы государственного управления. М., 1972; Игнатюк Н.А. Компетенция федеральных министерств. М., 2004.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, указанные в комментируемой статье, имеют оп-ределенные формы реализации.
Положения о подготовке и утверждении документов территориального планирования Российской Федерации предпо-лагают наличие в себе ряда материальных вопросов и совершение ряда процессуальных действий или соблюдение админи-стративных процедур.
Материальные нормы в основной своей массе, как правило, устанавливаются законодательством. Материальными нормами законов устанавливаются сферы (отрасли) регулирования, предметы регулирования или институты права.
Так, установлено, что документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в области:
1) развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи;
2) обороны страны и безопасности государства;
3) развития энергетики;
4) утратил силу;
5) утратил силу;
6) развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения;
7) защиты территорий двух и более субъектов Российской Федерации, подверженных риску возникновения чрезвы-чайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;
8) развития космической деятельности;
9) естественных монополий и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации областях.
Схемы территориального планирования Российской Федерации могут включать в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, в том числе: 1) объектов федеральных энергети-ческих систем; 2) объектов использования атомной энергии; 3) объектов обороны и безопасности; 4) объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи; 5) объектов, обеспечивающих космическую деятельность; 6) объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; 7) линейных объектов, обеспечиваю-щих деятельность субъектов естественных монополий, и иных объектов, размещение которых необходимо для осуществле-ния установленных Конституцией РФ, федеральными законами полномочий Российской Федерации и выполнения междуна-родных обязательств Российской Федерации.
Решение процессуальных вопросов, как правило, устанавливается подзаконными правовыми нормативными актами, принятие которых в комментируемом Кодексе возложено в основном на Правительство РФ.
Например, комментируемым Кодексом установлено, что Правительством РФ утверждаются схемы территориального планирования Российской Федерации (см. ч. 1 ст. 11), устанавливаются состав, порядок подготовки проектов схем террито-риального планирования Российской Федерации, порядок внесения изменений в такие схемы (см. ч. 12 ст. 11), порядок со-гласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации, состав и порядок работы со-гласительной комиссии (ч. 12 ст. 12), порядок подготовки и утверждения плана реализации схемы территориального планирования Российской Федерации (см. ч. 1 ст. 13), порядок согласования проектов схем территориального планирования субъектов РФ, состав и порядок работы согласительной комиссии (см. ч. 12 ст. 16), порядок согласования документов тер-риториального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии (см. ч. 3 ст. 18).
Как можно увидеть, процессуальные аспекты в основном регулируются подзаконными актами Правительства России в виде установления порядка подготовки, внесения, обсуждения и принятия решений, которые регламентируются правовыми актами процессуального характера - регламентами.
Так, деятельность Правительства России при подготовке актов о территориальном планировании установлена Регла-ментом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства России от 1 июня 2004 г. N 260 <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2313.

Федеральные органы исполнительной власти, участвующие в подготовке проектов правовых актов и решений Прави-тельства России, касающихся схем территориального планирования Российской Федерации, должны руководствоваться в своей деятельности регламентом работы, подготовленным в соответствии с Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 <1>; а также взаимодействовать друг с другом при подготовке проектов правовых актов и решений Пра-вительства, руководствуясь Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвер-жденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 31. Ст. 3233.
<2> СЗ РФ. 2005. N 4. Ст. 305.

Согласно комментируемому Кодексу по несогласованным вопросам схемы территориального планирования Россий-ской Федерации Правительство РФ может утвердить схему территориального планирования Российской Федерации, преду-сматривающую размещение объектов капитального строительства федерального значения (ч. 13 ст. 12).
Как уже указывалось, в содержание комментируемой статьи включены и полномочия федеральных органов исполни-тельной власти.
Например, в подготовке и утверждении документов территориального планирования Российской Федерации вправе участвовать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, на который возложено право согласовывать про-екты схемы территориального планирования субъектов РФ в случаях, указанных в комментируемом Кодексе (см. часть 1 ст. 16) <1>.
--------------------------------
<1> Необходимо учитывать, что не подлежат обязательной государственной экологической экспертизе объектов ре-гионального уровня, проводимой федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проекты нормативных правовых актов субъектов РФ, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, и иную деятельность (см. названный Федеральный закон в редакции от 21.12.2004 N 172-ФЗ).

При подготовке документов территориального планирования Российской Федерации органы власти, готовящие доку-менты, должны руководствоваться Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госкомитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 октября 2002 г. N 150 <1> (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 февраля 2003 г. N 4207).
--------------------------------
<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 15.

2. На федеральном уровне от имени органов государственной власти Российской Федерации в утверждении докумен-тации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства федерального значения участвуют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти.
Перечень документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства федераль-ного значения указан в ст. 10 комментируемого Кодекса. Случаи утверждения такой документации предусмотрены различ-ными иными статьями комментируемого Кодекса.
Схемы территориального планирования Российской Федерации, утверждаемые Правительством РФ, могут включать в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения. Проект схемы территориального планирования Российской Федерации подлежит согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъекта РФ в случаях, установленных ч. 1 ст. 12 Кодекса. Однако в случае поступления от одного или нескольких субъектов РФ сводных заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориаль-ного планирования Российской Федерации с обоснованием принятого решения, может приниматься решение о создании согласительной комиссии (см. ч. 8 ст. 12 Кодекса).
Поскольку в комментируемом Кодексе не определен статус данной комиссии, можно предположить, что она будет иметь статус рабочего органа Правительства РФ <1>, который и будет готовить материалы для принятия Правительством РФ решения об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации, об отклонении представленной документации или о направлении ее на доработку (см. ч. 13 ст. 45 Кодекса).
--------------------------------
<1> Согласно Регламенту Правительства РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260, могут создаваться комиссии в качестве координационных или совещательных органов, в том числе для оперативной и качественной подготовки материалов и проектов нормативных правовых актов Правительства РФ, правительственные и межведомственные комиссии. Необходимо отличать комиссии, созданные как координационные или совещательные органы, от правительственных комиссий, которые создаются в случаях, предусмотренных законами, актами и поручениями Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и возглавляются Председателем Правительства РФ или другими членами Правительства РФ и межведомственных комиссий, которые создаются для решения задач или рассмотрения вопросов межотраслевого и межтерриториального значения (СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2313).

Схемы территориального планирования Российской Федерации, включающие в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов обороны и безопасности, утверждаются в порядке, установленном специальным законодательством Российской Федерации (см. ч. 2 ст. 11 Кодекса).
Схема территориального планирования Российской Федерации должна реализовываться по плану реализации схемы. Порядок утверждения плана реализации схемы территориального планирования Российской Федерации устанавливается Правительством РФ (см. ч. 1 ст. 13 Кодекса).
Подготовка проектов документов территориального планирования может осуществляться органами власти, указанными в ч. 2 ст. 27 Кодекса. В ч. 3 данной статьи перечислены инициаторы совместной подготовки документов территориального планирования.
Для совместной подготовки проектов создается соответствующая комиссия (см. ч. 7 ст. 27 Кодекса). Порядок совме-стной подготовки проектов документов территориального планирования, состав, порядок создания и деятельности комиссии по совместной подготовке проектов могут устанавливаться Правительством РФ (см. ч. 13 ст. 27 Кодекса).
В развитие ч. 7 ст. 42 Кодекса нормативными правовыми актами Российской Федерации (Президента РФ, Правитель-ства РФ, соответствующего федерального министерства) могут устанавливаться состав и содержание проектов планировки территорий, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 45 комментируемого Кодекса уполномоченные федеральные органы исполнительной вла-сти вправе принять решение о подготовке документации по планировке территории. Они же должны обеспечить подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства федерального значения.
3. Техническое регулирование в области градостроительной деятельности должно осуществляться в случаях, опреде-ленных комментируемым Кодексом, в порядке, установленном Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <1> и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.

Федеральным законом "О техническом регулировании" установлено, что в рамках технического регулирования долж-ны разрабатываться и приниматься технические регламенты - документы, которые приняты международным договором Российской Федерации, федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, которые устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда должны устанавливать минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность, электро-магнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования, единство измерений.
Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуата-ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования в целях применения технического регламента. В техническом регламенте могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии и т.д.
Названным Федеральным законом предусмотрены два вида технических регламентов. Это общие технические регла-менты и специальные технические регламенты. Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам произ-водства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих и специальных технических регламентов.
Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Названным Федеральным законом также установлены и полномочия органов государственной власти по разработке, подготовке, принятию и т.д. технических регламентов.
Комментируемым Кодексом технические регламенты в сфере градостроительства не различаются. Лишь в Федераль-ном законе от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" указывается, что в градостроительной сфере могут быть технические регламенты по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Кодексом также установлено, что к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строи-тельства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации, в том числе техническими регламентами (ч. 2 ст. 4 Кодекса). При этом ограничений на применение процессуальных и материальных норм о порядке подготовки технических регламентов в сфере градостроительства, установленных Федеральным законом "О техническом регулировании", в комментируемом Кодексе не содержится.
Кодексом дано толкование определения "технический регламент" в п. 9 ч. 1 ст. 1 и ч. 1 ст. 36. В ч. 5 ст. 36 Кодекса указываются случаи, когда градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с иным законодательством Российской Федерации. При этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе определить перечень земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градо-строительные регламенты не устанавливаются (см. ч. 7 ст. 36 Кодекса).
Статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлены условия действия проектов документов территориального планирования, документа-ции по планировке территорий, проектной документации и иных документов до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов.
К числу нормативных правовых актов, регулирующих вопросы технического регулирования в области градострои-тельной деятельности, относятся акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, принятые в рамках их компетенции <1>. Так, Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 791 утверждены Правила финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования <2>, в том числе технических регламентов <3>.
--------------------------------
<1> Контроль и надзор за соблюдением обязательных требований технических регламентов осуществляет Федераль-ное агентство по техническому регулированию и метрологии в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2575.
<2> СЗ РФ. 2004. N 51. Ст. 5204.
<3> См. также: Постановления Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 513 "Об утверждении Положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию" (СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3375), от 5 ноября 2003 г. N 673 "Об опубликовании и размере платы за опубликование документов о разработке, обсуждении и экспертной оценке про-ектов технических регламентов, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов о технических регламен-тах" (СЗ РФ. 2003. N 45. Ст. 4391), от 15 августа 2003 г. N 500 "О федеральном информационном фонде технических регла-ментов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию" (СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3367).

4. Сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности систематизируются в соответст-вии с кадастровым делением территории Российской Федерации, осуществляемым в порядке, устанавливаемом Правитель-ством РФ (см. ч. 7 ст. 56 Кодекса). Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности установлен ст. 57 комментируемого Кодекса <1>.
--------------------------------
<1> См. также: действующие статьи Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 г.

Частями 5, 7 и 10 ст. 57 Кодекса на Правительство РФ возложена обязанность устанавливать порядок ведения инфор-мационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистиче-ским, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок предоставления сведений информационной системы обеспечения градо-строительной деятельности по запросам, максимальный размер платы за предоставление указанных сведений и порядок взимания такой платы.
5. Полномочия по организации и проведению государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и государственной экспертизы проектной документации частично регламентируются комментируемым Ко-дексом, частично должны регламентироваться правовыми актами Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.
Например, установление порядка проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации, размера платы за проведение государственной экспертизы, а также порядка ее взимания возложено на Правительство РФ (см. ч. 8 ст. 29; ч. 11 ст. 49 Кодекса).
Федеральным органам исполнительной власти настоящим Кодексом предоставлено право по собственной инициативе направлять проекты документов территориального планирования на государственную экспертизу (см. ч. 1 ст. 29). Кодексом также установлено, что государственная экспертиза проектов документов территориального планирования и проектной документации проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы, или подведомственным ему государственным учреждением (см. ч. 2 ст. 29, ч. 4 ст. 49).
Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ <1> внесено дополнение, уточняющее объекты такой эксперти-зы. Теперь государственной экспертизе подлежит проектная документация объектов, подлежащих государственной охране в связи с тем, что они являются стратегически важными для страны. Это объекты использования атомной энергии, опасные производственные объекты, объекты обороны и т.д. Перечни таких объектов устанавливаются отраслевым законодательст-вом.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 10.

В настоящее время п. 5.1 настоящей статьи изменен и изложен в новой редакции, согласно которой организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Фе-дерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Рос-сийской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) фе-дерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения), указанных в ст. 48.1 Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для под-готовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов, относятся к ведению органов государственной власти Российской Федерации.
Такая правовая норма существенно конкретизирует и объекты, в отношении которых органы государственной власти Российской Федерации получили определенные полномочия, и в ней уточнены сферы деятельности, в которых указанные органы власти обязаны проводить государственную экспертизу проектной документации названных объектов строительства.
Следует иметь в виду, что в названном дополнении указывается не только строительство (создание новых) объектов, но и реконструкция и капитальный ремонт существующих объектов, поскольку к перечисленным в п. 5.1 комментируемой статьи объектам отнесены в основном те объекты, к которым должны применяться особые условия их реконструкции или капитального ремонта.
Особенности реконструкции и капитального ремонта особых объектов в Российской Федерации устанавливаются на подзаконном уровне.
Так, Положением о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, утвержден-ным Постановлением Федерального горного и промышленного надзора Российской Федерации от 30 августа 1999 г. N 64 <1>, установлено, что требования указанного Положения являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осу-ществляющих разработку градостроительной документации, проектирование, строительство и эксплуатацию зданий и со-оружений, включая промышленные комплексы, инженерные сооружения, подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и морской исключи-тельной экономической зоны Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 38.

По объектам культурного наследия существует порядок, в соответствии с которым проектная документация должна согласовываться с соответствующими органами управления в сфере культуры и содержать в себе указания на дополнитель-ные требования по установке специальной техники. Например, сигнализация на объектах культуры должна быть только сертифицированной <1>.
--------------------------------
<1> См.: Приказ МВД, Минкультуры, Росархива от 25.05.1998 N 315/255/38.

После принятия решения о реконструкции и реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и куль-туры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения) должна вырабатываться кон-цепция реконструкции и реставрации, и только на основе ее может быть подготовлена проектная документация, а ход проведения работ осуществляется под строгим контролем соблюдения требований, предусмотренных утвержденной проектной документацией.
6. Установление порядка осуществления государственного строительного надзора возложено на Правительство РФ (см. ч. 8 ст. 54 Кодекса). Вместе с тем Кодексом не установлено, на какой орган власти или государственное учреждение возлагается организация научно-методического обеспечения такого надзора. Кодексом также не определено, какой орган власти вправе возложить на тот или иной субъект управления организацию научно-методического обеспечения строительного надзора.
При применении названных норм необходимо руководствоваться нормами о полномочиях Правительства РФ <1> и федеральных органов исполнительной власти, наделенных специальной компетенцией <2>.
--------------------------------
<1> Основной объем полномочий Правительства РФ закреплен в Конституции РФ, Федеральном конституционном за-коне от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1; 2004. N 25. Ст. 2478, N 45. Ст. 4376), отраслевых федеральных законах, нормативных правовых актах Президента РФ.
<2> Полномочия федеральных органов исполнительной власти закрепляются положениями об этих органах власти, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 <1> установлено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в Российской Федерации.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 7. Ст. 774.

Правоприменителей не должно смущать то, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонару-шениях <1> сохраняется положение о том, что в системе органов государственного архитектурно-строительного надзора в составе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области строительства и архитектуры, могут соз-даваться главные инспекции государственного архитектурно-строительного надзора и инспекции государственного архитектурно-строительного надзора (см. ст. 23.56).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 1.

В субъектах Российской Федерации могут создаваться инспекции государственного архитектурно-строительного надзора или главные управления государственного строительного надзора. Это положение скоро будет изменено.
7. Случаи осуществления государственного строительного надзора предусмотрены ст. 54 Кодекса.
Осуществление государственного строительного надзора возложено на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (см. ч. 3 ст. 54 Кодекса). Более того, в Кодексе речь идет не об одном уполномоченном органе, а, например, как в ч. 14 ст. 45, об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.
Исходя из норм Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" <1>, Правительст-во России вправе уполномочить тот или иной федеральный орган исполнительной власти на осуществление государственного строительного надзора, если орган власти включен в структуру федеральных органов исполнительной власти, утверждаемую Президентом РФ. По административно-правовому статусу это может быть федеральная служба со специальной компетенцией или ее структурное подразделение. На практике Правительством России определены иные организационно-правовые формы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере строительного надзора.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1; 2004. N 25. Ст. 2478, N 45. Ст. 4376.

В настоящее время проведение в установленном порядке государственной экспертизы градостроительной, предпро-ектной и проектной документации осуществляет Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хо-зяйству <1>.
--------------------------------
<1> См.: Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 286 // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2568.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 <1> установлено, что федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, являются:
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 7. Ст. 774.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объ-ектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации;
Министерство обороны Российской Федерации - при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.
До внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:
а) руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, его заместители осуществляют полномочия соответственно начальника главной инспекции государственного архитектурно-строительного надзора, его заместителей;
б) руководители территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, их заместители, руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, их заместители осуществляют полномочия соответственно начальников инспекций государственного архитектурно-строительного надзора, их заместителей.
Постановлением Правительства России от 20 ноября 2006 г. N 702 <1> установлено, что причины нарушения законо-дательства о градостроительной деятельности устанавливаются технической комиссией, образуемой вышеназванными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 48. Ст. 5033.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что в Российской Федерации не будет единого федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление строительного надзора, а в каждой сфере государственного управления могут действовать несколько федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять строительный надзор, и технические комиссии, которые указанным Постановлением наделены специальной компетенцией.
Так, техническая комиссия вправе решать следующие задачи:
а) устанавливать факт нарушения законодательства о градостроительной деятельности, определять существо нарушений, а также обстоятельства, их повлекшие; при отсутствии технических регламентов проверять соблюдение подлежащих обязательному исполнению при осуществлении градостроительной деятельности строительных норм и правил, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, правил безопасности, государственных стандартов, других нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных документов федеральных органов исполнительной власти в части, соответствующей целям, указанным в п. 1 ст. 46 Федерального закона "О техническом регулировании";
б) устанавливать характер причиненного вреда и определять его размер;
в) устанавливать причинно-следственную связь между нарушением законодательства о градостроительной деятельности и возникновением вреда, а также обстоятельства, указывающие на виновность лиц;
г) определять необходимые меры по восстановлению благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В настоящее время комментируемая статья дополнена пунктом 7.1, согласно которому установлено, что к ведению органов государственной власти Российской Федерации относится осуществление контроля за соблюдением органами госу-дарственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градострои-тельной деятельности.
Введение такого положения продиктовано тем, что разграничение совместных предметов ведения Российской Феде-рации и ее субъектов завершается, субъектам Федерации и органам местного самоуправления передана часть государственных полномочий в сфере государственного контроля и надзора в градостроительной сфере.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 25 ок-тября 2006 г.) переданные с федерального уровня государственные полномочия подлежат контролю.
Из сказанного выше вытекает, что осуществление контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности возложено на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерство обороны Российской Федерации.
8. К осуществлению иных полномочий органов государственной власти Российской Федерации, установленных на-стоящим Кодексом, относятся:
- соблюдение принципа ответственности за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (см. п. 6 ч. 1 ст. 2);
- подготовка федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации (см. ч. 3 ст. 11);
- представление предложений о внесении изменений в схемы территориального планирования субъектов РФ (см. ч. 8 ст. 15) и в схемы территориального планирования муниципальных районов (см. ч. 8 ст. 20);
- право обращения к главам местных администраций поселений, главам местных администраций городских округов с предложениями о внесении изменений в генеральные планы (см. ч. 16 ст. 24);
- установление порядка выполнения заказа на подготовку документации по планировке территории (см. ч. 8 ст. 45);
- право оспаривания в судебном порядке документации по планировке территорий (см. ч. 17 ст. 45);
- право дополнительной правовой регламентации порядка подготовки документации по планировке территории, осу-ществляемой на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (см. ч. 18 ст. 45);
- установление требований к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции, капитального ремонта, состава и порядка ведения исполнительной документации, форм и порядка ведения журналов, в которых ведется учет выполнения работ, порядка осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядка консервации объекта капитального строительства (см. ч. 9 ст. 52);
- установление порядка проведения строительного контроля (см. ч. 8 ст. 53);
- право запрашивать в органах местного самоуправления сведения информационных систем обеспечения градострои-тельной деятельности (см. ч. 6 ст. 57);
- право принятия решения о компенсации определенным категориям физических лиц причиненного им вреда при осуществлении градостроительной деятельности (см. ч. 1 ст. 61).
К иным полномочиям Правительства РФ Кодексом отнесены:
- установление порядка обязательного согласования проекта генерального плана до его утверждения и порядка его согласования (см. ч. 8 ст. 24, ч. 1 ст. 25);
- установление случаев направления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти представленных на согласование проектов генеральных планов на государственную экспертизу (см. ч. 6 ст. 25);
- установление запрета на использование земельных участков и объектов, если их использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (см. ч. 10 ст. 36);
- установление формы градостроительного плана земельного участка (см. ч. 5 ст. 44);
- утверждение документации по планировке территорий, представленной уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (см. ч. 14 ст. 45);
- установление видов инженерных изысканий, порядка их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также составов и форм материалов инженерных изысканий, порядка формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий с учетом потребностей информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (см. ч. 6 ст. 47);
- право устанавливать порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подклю-чение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (см. ч. 10 ст. 48);
- установление состава и требований к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам (см. ч. 13 ст. 48);
- установление порядка аккредитации организаций, имеющих право проводить негосударственную экспертизу про-ектной документации (см. ч. 3 ст. 50);
- установление формы разрешения на строительство и порядка выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты (см. ч. 16, 22 ст. 51);
- установление порядка внесения изменений в утвержденную проектную документацию (см. ч. 7 ст. 52);
- установление перечня документов, помимо предусмотренных Кодексом, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (см. ч. 4, 12 ст. 55);
- установление порядка выявления причин нарушений законодательства о градостроительной деятельности в отноше-нии объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, линий связи (см. ч. 2 ст. 62);
- согласование проектов генерального плана города Москвы (см. ч. 4 ст. 63).
Уполномоченным федеральным органам исполнительной власти Кодексом предоставлено право на:
- участие в согласовании проектов схем территориального планирования муниципальных районов (см. ст. 21);
- направление уведомления о принятом решении главам поселений, главам городских округов, применительно к тер-риториям которых принято определенное решение (см. ч. 7 ст. 45);
- утверждение документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется физическим или юриди-ческим лицом и по заявлению которого принято решение об использовании земельного участка в границах такой территории (см. ч. 9 ст. 45);
- проведение проверки документации по планировке территории на соответствие требованиям Кодекса и принятие решений о направлении ее в Правительство РФ (см. ч. 12 ст. 45);
- осуществление строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использо-вания атомной энергии, опасных производственных объектов, линий связи (см. ч. 3 ст. 54) <1>.
--------------------------------
<1> Необходимо иметь в виду, что органы государственной власти могут нести субсидиарную ответственность за причинение вреда (см. ч. 3 ст. 60 комментируемого Кодекса).

К иным полномочиям федеральных органов исполнительной власти Кодексом отнесены:
- направление в комиссию предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки в определен-ных случаях (см. п. 1 ч. 3 ст. 33);
- право выдачи разрешений на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градо-строительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент (см. ч. 5 ст. 51);
- право выдачи разрешений для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строи-тельства федерального значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных уча-стков, или отдельных этапов строительства, реконструкции; проведения проверок наличия документов, прилагаемых к заяв-лению, соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям (см. ч. 6, 11, 12 ст. 51);
- право получения бесплатно одного экземпляра копий материалов инженерных изысканий, проектной документации для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (см. ч. 18 ст. 51);
- продление срока действия разрешения на строительство (см. ч. 20 ст. 51);
- выдача заключений о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации (см. п. 9 ч. 3 ст. 55);
- право и обязанность органов, выдавших разрешение на строительство, обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства и принятие решения о выдаче заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче такого разрешения (см. ч. 5 ст. 55).
Кодексом установлены и определенные запреты для органов государственной власти Российской Федерации. Напри-мер, органам государственной власти запрещается принимать решения о резервировании земель, об изъятии, о переводе земель из одной категории в другую, если это не разрешено отдельным законом (см. ч. 4 ст. 9). Органам государственной власти не разрешается самостоятельно выбирать (без дополнительных разрешений и согласований) основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (см. ч. 4 ст. 37 Кодекса).


1 - 2. В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламен-тов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, уста-новленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муници-пального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу указанного Федерально-го закона - к 2010 г. Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не будут приняты, прекращают действие по его истечении.

На сайте также ищут:
Статья 25. Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа
Статья 23. Содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа
Статья 28. Публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов
Статья 14. Содержание документов территориального планирования субъектов Российской Федерации
Статья 62. Расследование случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности