Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) с комментариями к статьям

Статья 63. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге

1. Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге регулируется настоящим Кодексом с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. В случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 настоящего Кодекса, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ в часть 3 статьи 63 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга являются генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга включают в себя сведения, предусмотренные статьей 23 настоящего Кодекса, а также карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга. Генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом. Согласование проектов генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не осуществляется. Публичные слушания по проектам генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга должны быть проведены в каждом внутригородском муниципальном образовании городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

4. Проект генерального плана города Москвы согласовывается с Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о статусе столицы Российской Федерации.

5. Наделение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности осуществляется соответственно законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

<Статья 62 | Статья 63 |

Научно-практический комментарий:

1. Москва и Санкт-Петербург - особые субъекты РФ, представляющие собой не республики, края или области, а горо-да-мегаполисы. Москва, кроме того, является столицей государства. Все это обусловило необходимость установления осо-бенностей правового регулирования градостроительной деятельности в этих городах федерального значения.
Так, полномочия органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности, закрепленные в ч. 3 ст. 8 ГрК РФ (например, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию объектов, расположенных на территориях городских округов), осуществляются в городах Москве и Санкт-Петербурге самими этими субъектами РФ, если их законами не установлено иное.
2. Упомянутая в п. 2 комментируемой статьи ст. 79 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1> (в ред. от 12 августа 2004 г.) определяет особенности организации местного самоуправления в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Установлено, в частности, что в этих субъектах РФ в соответствии с их уставами местное самоуправление осуществ-ляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Установление и изменение границ внутриго-родских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.
Также законами указанных субъектов РФ исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства уста-навливаются перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципаль-ных образований.
3. Отличается и содержание документов территориального планирования городов Москвы и Санкт-Петербурга от со-держания документов территориального планирования других субъектов РФ, которыми в соответствии со ст. 14 комменти-руемого Кодекса являются схемы территориального планирования субъектов РФ, содержащие, в свою очередь, положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). В Москве и Санкт-Петербурге это генеральные планы данных городов. В иных субъектах РФ генеральные планы поселений являются документами территориального планирова-ния муниципальных образований (см. комментарий к ст. 18 ГрК РФ), и утверждаются они соответственно представительным органом местного самоуправления поселения.
В г. Москве согласно Закону г. Москвы от 3 марта 2004 г. N 13 "Об основах градостроительства в городе Москве" <1> утверждение Генерального плана развития города Москвы отнесено к ведению Московской городской Думы и осуществля-ется путем принятия по представлению мэра Москвы закона города Москвы о Генеральном плане развития города Москвы.
--------------------------------
<1> Ведомости Московской городской Думы. 2004. N 5. Ст. 57.

Закон Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 г. N 778-16 "Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" <1> (в ред. от 20 февраля 2006 г.) устанавливает, что Генеральный план Санкт-Петербурга включает в себя карты (схемы) планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значе-ния, размещения объектов капитального строительства регионального и местного значения на территории Санкт-Петербурга, в том числе:
--------------------------------
<1> Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 2004. N 3.

1) объектов энергетических систем регионального значения, линейных объектов регионального значения, обеспечи-вающих деятельность субъектов естественных монополий, объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения;
2) автомобильных дорог общего пользования и иных путей сообщения, мостов и иных транспортных инженерных со-оружений (объектов транспорта);
3) объектов информатики и связи регионального значения;
4) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга.
На картах (схемах), содержащихся в Генеральном плане Санкт-Петербурга, отображаются: 1) границы Санкт-Петербурга, существующие и планируемые границы населенных пунктов, входящих в состав Санкт-Петербурга; 2) границы земель особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения; 3) границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон; 4) границы территорий объектов культурного наследия; 5) границы зон с особыми условиями использования территорий; 6) границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения либо на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 7) границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий; 8) границы зон инженерной и транспортной инфраструктур.
4. Обязанность согласовывать проект генерального плана города с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации установлена ст. 4 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федера-ции" <1> (в ред. от 22 августа 2004 г.), которая определяет полномочия органов государственной власти г. Москвы в связи с осуществлением г. Москвой функций столицы Российской Федерации. Среди других полномочий, установленных данной статьей, - предоставление федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам рес-публик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации земельных участков, зданий, строений, сооружений и помещений, жилищного фонда, жилищно-коммунальных, транспортных и иных услуг; обеспечение необходимых условий для проведения общегосударственных и международных мероприятий.
--------------------------------
<1> ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. N 19. Ст. 683.

5. Упомянутый выше Закон г. Москвы "Об основах градостроительства в городе Москве" устанавливает распределе-ние предметов ведения в области градостроительной деятельности между Московской городской Думой, Правительством Москвы, уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы в области градостроительства (органом архитектуры и градостроительства г. Москвы) и органами местного самоуправления в г. Москве.
Органам местного самоуправления согласно данному Закону (ст. 17) переданы следующие полномочия в области градостроительной деятельности:
- участие в рассмотрении и согласовании градостроительной документации, действие которой распространяется на территории соответствующих муниципальных образований;
- выдача заключений для установления требований разрешенного использования участков территорий градострои-тельных объектов;
- разработка и принятие в соответствии с Генеральным планом развития г. Москвы, градостроительными планами развития территорий соответствующего административного округа, района г. Москвы, иной утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией планов, программ развития муниципальных образований;
- внесение в органы исполнительной власти г. Москвы предложений по строительству на территории муниципального образования социально значимых объектов согласно градостроительным нормативам и правилам г. Москвы на основе ут-вержденных в установленном порядке Генерального плана развития г. Москвы, градостроительных планов развития терри-ториальных единиц г. Москвы и иной градостроительной документации;
- участие в информировании жителей муниципальных образований о градостроительной деятельности, в обеспечении прав граждан, их объединений и юридических лиц на участие в обсуждении и подготовке решений в области градострои-тельства;
- осуществление во взаимодействии с государственными органами муниципального контроля в области градострои-тельной деятельности в порядке, установленном законодательством.

29 декабря 2004 года N 191-ФЗ




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 111-ФЗ,
от 31.12.2005 N 206-ФЗ, от 30.06.2006 N 93-ФЗ,
от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ,
от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 04.12.2007 N 324-ФЗ,
от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

На сайте также ищут:
Статья 34. Порядок установления территориальных зон
Статья 33. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки
Статья 63. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
Статья 51. Разрешение на строительство
Статья 62. Расследование случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности