Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) с комментариями к статьям

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ в пункт 2 статьи 7 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2) утверждение документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

3) утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 4 статьи 7 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

4) осуществление регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. N 179-ФЗ статья 7 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5

5) согласование проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации (далее - исторические поселения регионального значения), в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ статья 7 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6) осуществление мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов.

<Статья 6.1 | Статья 7 | Статья 8>

Научно-практический комментарий:

1. Установленные комментируемой статьей полномочия органов государственной власти субъектов РФ предполагают совершение ими самостоятельных юридических действий, действий совместно с органами государственной власти Россий-ской Федерации или органами местного самоуправления.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы и нор-мативные правовые акты в градостроительной сфере. Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать нормативные правовые акты в названной сфере.
В комментируемом Кодексе в одних случаях указывается на полномочия органов государственной власти субъектов РФ, в других случаях указывается на полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъектов РФ или уполномоченного органа исполнительной власти <1>.
--------------------------------
<1> Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (пред-ставительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) установлено, что термины "исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации" и "органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации" используются в одном значении.

В Кодексе часто используется такая форма совместных действий органов государственной власти субъектов РФ, как действия по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, с органами власти субъектов РФ, имеющих общую границу, с органами местного самоуправления (см. ст. 16, 21 и др.).
У каждого вида органов государственной власти субъектов Российской Федерации своя компетенция.
В перечень документов территориального планирования субъектов РФ входят схемы территориального планирования, которые утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (см. ч. 1 ст. 15, ч. 14 ст. 45 Кодекса). Им же утверждается план реализации схемы территориального планирования субъекта РФ (см. ч. 1 ст. 17 Кодекса). Как правило, такими органами власти являются правительства или администрации субъектов РФ. В некоторых субъектах РФ высшее должностное лицо субъекта РФ является высшим исполнительным органом государственной власти.
Органы государственной власти субъектов РФ могут готовить и утверждать документы в составе одного или несколь-ких документов территориального планирования субъектов РФ (см. ст. 14 Кодекса). Однако состав, порядок подготовки про-ектов схем территориального планирования субъектов РФ, порядок внесения изменений в такие схемы устанавливаются законами каждого отдельного субъекта РФ (см. часть 10 ст. 15 Кодекса), которые, как известно, принимаются законодатель-ным (представительным) органом государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях утверждения схемы территориального планирования субъекта РФ должна осуществляться подготовка соот-ветствующих материалов по обоснованию ее проекта в текстовой форме и в виде карт (схем) (см. ч. 7 ст. 14 Кодекса).
2. Схемы территориального планирования субъектов РФ могут включать в себя карты (схемы), в том числе планируе-мого размещения объектов капитального строительства регионального значения. Документация по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения должна быть утверждена органами государ-ственной власти субъекта РФ (см. ч. 3 ст. 14 Кодекса) и согласована с высшими органами исполнительной власти субъектов РФ, граничащих с этим субъектом РФ (см. ст. 16 Кодекса). Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанных землях, территориях и земельных участках в порядке, определенном ст. 15 Кодекса.
Сроки подготовки документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения указываются в плане реализации схемы территориального планирования субъекта РФ (см. ст. 17 Кодекса), утверждаемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
3. Утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенно-стей поселений, городских округов в границах субъекта РФ. Состав, порядок подготовки и утверждения региональных нор-мативов градостроительного проектирования устанавливаются законодательством субъектов РФ (см. ч. 5 ст. 24 Кодекса).
4. Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченными на такой надзор. В Кодексе они именуются органами государствен-ного строительного надзора. В случае ненадлежащего осуществления государственного строительного надзора уполномо-ченными органами Российская Федерация и субъект РФ несут субсидиарную ответственность за причинение вреда (см. ч. 3 ст. 60 Кодекса).
Государственный строительный надзор, если он предусмотрен, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом отдельных объектов капитального строительства (см. ч. 4 ст. 54 Кодекса). При осуществлении государственного строительного надзора уполномоченный орган исполнитель-ной власти субъекта РФ вправе принять извещение застройщика или заказчика о начале строительства, реконструкции, ка-питального ремонта объекта капитального строительства (см. ч. 5 ст. 52 Кодекса).
Кодексом установлены и иные полномочия органов государственной власти субъектов РФ. Например, законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ утверждаются:
- состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов (см. ч. 2 ст. 18);
- состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования (см. ч. 5 ст. 24);
- предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на территории населенного пункта, для участия в публичных слушаниях по проектам генеральных планов поселений и городских округов (см. ч. 4 ст. 28);
- состав и порядок деятельности комиссии по публичным слушаниям по проекту правил землепользования и застрой-ки (см. ч. 17 ст. 31);
- состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании докумен-тов территориального планирования субъекта РФ, документов территориального планирования муниципальных образований (см. ч. 8 ст. 42);
- порядок подготовки документации по планировке территории, осуществляемой на основании решений органов ис-полнительной власти субъектов РФ (см. ч. 19 ст. 45);
- установление случаев, когда получение разрешения на строительство не требуется (см. п. 5 ч. 17 ст. 51);
- наделение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности (см. ч. 5 ст. 63).
В соответствии с Кодексом законодательными (представительными) органами государственной власти городов феде-рального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (см. ч. 3 ст. 63).
Органы государственной власти субъектов РФ согласно Кодексу также имеют право:
- вносить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования Российской Федерации и схе-мы территориального планирования субъектов РФ (см. ч. 10 ст. 11, ч. 8 ст. 15);
- представлять в органы местного самоуправления муниципальных районов предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования муниципальных районов (см. ч. 8 ст. 20);
- обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предло-жениями о внесении изменений в генеральный план (см. ч. 16 ст. 24);
- обжаловать в судебном порядке решение об утверждении правил землепользования и застройки в определенных случаях (см. ч. 5 ст. 32), документацию по планировке территории (см. ч. 17 ст. 45);
- определять порядок выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты (см. ч. 22 ст. 51);
- запрашивать в органах местного самоуправления сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (см. ч. 6 ст. 57);
- принимать решение о компенсации определенным категориям физических лиц причиненного им вреда при осущест-влении градостроительной деятельности (см. ч. 1 ст. 61);
- в случаях, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации, отдельные полномочия, установленные Кодексом, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Мо-сквы и Санкт-Петербурга (см. ч. 2 ст. 63).
Высшему исполнительному органу государственной власти субъектов РФ Кодексом предоставлено право:
- направлять проекты схемы планирования Российской Федерации в органы местного самоуправления и осуществлять подготовку сводного заключения на проект схемы Российской Федерации (см. ч. 4, 7 ст. 12);
- принимать решение о создании согласительной комиссии по проекту схемы территориального планирования субъекта РФ (см. ч. 8 ст. 16);
- принимать решение об утверждении схемы территориального планирования субъекта РФ, или об отклонении проек-та такой схемы, либо о направлении его на доработку (см. ч. 11 ст. 16);
- согласовывать проект схемы территориального планирования муниципального района, проекты генеральных планов (см. ч. 2 ст. 21, ч. 2 ст. 25);
- выступать инициатором совместной подготовки проектов документов территориального планирования (см. ч. 3 ст. 27);
- утверждать документацию по планировке территории (см. ч. 14 ст. 45);
- устанавливать порядок возникновения причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности в от-ношении объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания, объектов делового, адми-нистративного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда (за исключением объектов индивиду-ального жилищного строительства), не являющихся особо опасными, технически сложными и уникальными объектами (см. ч. 3 ст. 62).
Органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с Кодексом имеют право:
- согласовывать проекты схем территориального планирования Российской Федерации, в том числе вопросы размещения объектов капитального строительства федерального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории субъекта РФ (см. ч. 4 ст. 11, ч. 1 ст. 12);
- осуществлять совместную подготовку проектов документов территориального планирования (см. ч. 2 ст. 27);
- направлять по собственной инициативе проекты документов территориального планирования на государственную экспертизу (см. ч. 1 ст. 29);
- вносить предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в определенных случаях (см. п. 2 ч. 3 ст. 33);
- определять порядок использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, и выдавать разрешение на строи-тельство на таком земельном участке (см. ч. 7 ст. 36, ч. 5 ст. 51);
- принимать решение о подготовке документации по планировке территории (см. ч. 1 ст. 45);
- обеспечивать подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта РФ, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства регионального значения, и направлять уведомление о принятом решении главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых принято такое решение (см. ч. 3, 7 ст. 45);
- утверждать документацию по планировке территории, подготовка которой осуществляется физическим или юриди-ческим лицом, по заявлению которого принято решение об использовании земельного участка в границах такой территории (ч. 9 ст. 45);
- проводить проверки документации по планировке территории на соответствие требованиям Кодекса и принимать решения о направлении ее в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (см. ч. 12 ст. 45);
- выдавать разрешение для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства регионального значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков, или отдельных этапов строительства, реконструкции либо отказать в выдаче разрешения (см. ч. 6, 12, 13 ст. 51);
- проводить проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, соответствие проектной документации требова-ниям градостроительного плана земельного участка, красным линиям (см. ч. 11 ст. 51);
- принимать один экземпляр копий материалов инженерных изысканий, проектной документации для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (см. ч. 18 ст. 51);
- продлевать срок действия разрешения на строительство (см. ч. 20 ст. 51);
- принимать извещение застройщика или заказчика о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (см. ч. 5 ст. 52);
- выдавать разрешение застройщику на ввод объекта в эксплуатацию (см. ч. 2, 7, 9 ст. 55);
- нести субсидиарную ответственность за причинение вреда (см. ч. 3 ст. 60).
Какой из органов государственной власти субъекта РФ будет иметь право реализовать вышеперечисленные полномо-чия, субъект РФ определяет самостоятельно, исходя из положений, установленных Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государст-венной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005, N 25. Ст. 2728; 2000. N 31. Ст. 3205; 2001. N 7. Ст. 608; 2002. N 16. Ст. 1601, N 19. Ст. 1792, N 30. Ст. 3024, N 35. Ст. 4930; 2003. N 27. Ст. 2709; 2004. N 25. Ст. 2484, N 50. Ст. 4950; 2005. N 1. Ст. 17, 25.

Кодексом установлены и определенные запреты. Например, органам государственной власти субъектов РФ, как и ор-ганам государственной власти Российской Федерации, запрещено принимать решения о резервировании земель, об изъятии, о переводе земель из одной категории в другую, если это не разрешено законом (ч. 4 ст. 9 Кодекса). Не разрешается само-стоятельно выбирать (без дополнительных разрешений и согласований) основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (см. ч. 4 ст. 37 Кодекса).


В предыдущих статьях Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Феде-рации" и в ряде его последующих статей предусмотрены конкретные сроки введения в действие конкретных норм ГрК РФ; в комментируемой статье определяются общие правила применения нормативных правовых актов до приведения их в соот-ветствие с ГрК РФ.
Перечень предметов регулирования, осуществляемого этими актами, предлагаемый в комментируемой статье, совпа-дает с перечнем предметов регулирования, составляющих градостроительные отношения (ч. 1 ст. 4 ГрК РФ).
Принятие и вступление в силу федерального закона предполагают необходимость приведения в соответствие с ним указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных орга-нов исполнительной власти и иных нормативных правовых актов, ранее регулирующих отношения, которые урегулированы вновь принятым федеральным законом. Изменение, дополнение или отмена части федеральных законов в целях приведения их в соответствие с вновь принятым законом осуществляются в нормах комментируемого Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Обычно в правотворческих и правоприменительных органах составляется план внесения изменений или отмены актов с целью приведения системы правовых актов в соответствие с вновь принятым федеральным законом; чем быстрее прово-дится эта работа, тем быстрее и эффективнее осуществится применение требований нового федерального закона. Однако на инвентаризацию и систематизацию многочисленных норм, регулирующих градостроительные отношения, потребуется вре-мя, определяемое профессионализмом и количеством выделенных для этого государственных и муниципальных служащих, состоянием информационной нормативно-правовой базы, актуальностью предмета регулирования.
К общепризнанным международным и иным правовым нормам относится правило, согласно которому более поздний принятый акт имеет приоритетное значение по отношению к акту, принятому ранее и регулирующему те же отношения <1>. Если они вступают в противоречие друг с другом, то согласно комментируемой статье прежние акты применяются постоль-ку, поскольку не противоречат ГрК РФ.
--------------------------------
<1> См.: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в практике консти-туционного правосудия. М.: Международные отношения, 2004.

Акты законодательства Союза ССР действуют на территории Российской Федерации, если они не противоречат Дек-ларации о независимости Российской Федерации от 12 июня 1990 г., Конституции РФ, а также если регулируемые ими об-щественные отношения не урегулированы федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На сайте также ищут:
Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
Статья 50. Аккредитация юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий
Статья 27. Совместная подготовка проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления
Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование
Статья 9. Общие положения о документах территориального планирования