Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) с комментариями к статьям

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности

1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ часть 1 статьи 8 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 1 января 2007 г.

6) принятие решений о развитии застроенных территорий;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ часть 1 статьи 8 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7, вступающим в силу с 1 января 2013 г.

7) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ часть 1 статьи 8 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

8) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений.

2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий;

3) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий;

4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях;

6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.

3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;

3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов;

4) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов;

6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ часть 3 статьи 8 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7, вступающим в силу с 1 января 2007 г.

7) принятие решений о развитии застроенных территорий;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ часть 3 статьи 8 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8, вступающим в силу с 1 января 2013 г.

8) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ часть 3 статьи 8 настоящего Кодекса дополнена пунктом 9, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

9) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов.

<Статья 7 | Статья 8 | Статья 8.1>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемой статьей установлены полномочия органов местного самоуправления в зависимости от категории муниципального образования: поселений, муниципальных районов, городских округов <1>, и глав местных администраций.
--------------------------------
<1> В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации мест-ного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 28 декабря 2004 г.) поселение может быть городским или сельским. Сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправ-ление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Го-родское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Городской округ - это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ (СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; 2004. N 25. Ст. 2484, N 33. Ст. 3368; 2005. N 1 (ч. 1 ст. 9, ст. 12, 17, 25, 37)).

В комментируемом Кодексе под органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов подразумеваются представительные и исполнительные органы. Например, Кодексом установлено, что документы территориального планирования поселений могут быть подготовлены совместно с иными органами местного самоуправле-ния муниципальных образований, с органами исполнительной власти субъекта РФ. Инициатором такой подготовки могут быть органы местного самоуправления (см. ч. 2, 3, 7 ст. 27 Кодекса). Органы местного самоуправления по своей инициативе могут направить проекты территориального планирования на государственную экспертизу (см. ч. 1 ст. 29 Кодекса). В ч. 6 ст. 24 Кодекса указывается, что утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий <1> и т.д.
--------------------------------
<1> В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации мест-ного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 28 декабря 2004 г.) межселенная территория - это территория, на-ходящаяся вне границ поселений.

Это означает, что в случаях когда в Кодексе не указывается на вид органов местного самоуправления, вышеназванные полномочия могут осуществлять и представительные, и исполнительные органы местного самоуправления. Какие именно полномочия вправе осуществлять тот или иной орган местного самоуправления в муниципальном образовании, определяется либо уставом муниципального образования, либо нормативным правовым актом органов местного самоуправления <1>.
--------------------------------
<1> За исключением случаев, когда муниципальное образование является наукоградом или закрытым административно-территориальным образованием.

В комментируемой статье полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и го-родских округов в некоторых случаях совпадают, в некоторых - не совпадают. Например, полномочия поселений и город-ских округов совпадают при подготовке и утверждении генеральных планов и их публичном обсуждении и т.д.
Указанные в комментируемой статье полномочия органов местного самоуправления поселений в области градострои-тельной деятельности детализируются в иных статьях Кодекса <1>.
--------------------------------
<1> Необходимо также учитывать полномочия, установленные действующими статьями Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 г.

Установление нормативными правовыми актами органов местного самоуправления состава, порядка подготовки до-кументов территориального планирования муниципальных образований, порядка подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состава, порядка подготовки планов реализации таких документов регламентируется ч. 2 ст. 18 Кодекса.
Представительный орган местного самоуправления поселения вправе утвердить генеральный план поселения и поря-док внесения в него изменений (см. ч. 1 ст. 24 Кодекса). Решение о подготовке проекта генерального плана поселения при-нимает глава местной администрации поселения (см. ч. 2 ст. 24). Проект генерального плана поселения должен быть согла-сован в порядке, установленном ст. 25 Кодекса.
Представительный орган местного самоуправления поселения вправе принять решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения на доработку (см. ч. 13 ст. 24 Кодекса).
Глава местной администрации поселения вправе утвердить план реализации генерального плана поселения (ч. 1 ст. 26 Кодекса), но до утверждения генерального плана его проект должен быть публично обсужден. Порядок организации и проведения публичных слушаний проектов генеральных планов в поселениях определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений Кодекса (см. ч. 2, 5, 8, 9 ст. 28).
Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей насе-ленных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Состав, порядок подготовки и утвер-ждения местных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются нормативными правовыми актами орга-нов местного самоуправления (см. ч. 6 ст. 24 Кодекса).
Толкование понятия "правила землепользования и застройки поселений" дано в п. 8 ч. 1 ст. 1 Кодекса.
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указан-ных работ. Для подготовки проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации создается комис-сия, утверждается ее состав и порядок деятельности. Проект правил землепользования и застройки проверяется на предмет соответствия генеральному плану поселения, схемам территориального планирования Российской Федерации и субъектов РФ. Проект правил обсуждается публично (см. ст. 31 Кодекса). Правила землепользования и застройки утверждаются пред-ставительным органом местного самоуправления, и в них могут вноситься изменения в порядке, определенном Кодексом (см. ст. 32, 33, ч. 15 ст. 46).
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными органами местного самоуправления. Они же обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, правил землепользования и застройки и утверждают ее после проведения проверки на соответствие уста-новленным настоящим Кодексом требованиям либо принимают решение о ее направлении на утверждение главе местной администрации, отказе или направлении на доработку (см. ч. 1, 5, 9, 12 ст. 45, ч. 13 ст. 46).
Решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления посе-ления по своей инициативе либо на основании предложений физических или юридических лиц. Этим же органом проводится проверка документации на соответствие требованиям, установленным Кодексом (см. ч. 1, 4 ст. 46).
Комментируемой статьей органам местного самоуправления поселений предоставлено право утверждать иную доку-ментацию по планировке территории, не указанную в комментируемом Кодексе.
Разрешение на строительство в поселениях выдается уполномоченным органом местного самоуправления в рамках его компетенции по месту нахождения земельного участка. Разрешение на строительство может быть продлено (см. ч. 5, 20 ст. 51 Кодекса).
Разрешение на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, выдается по заявлению застройщика органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство (см. ст. 55 Кодекса).
Часть 1 комментируемой статьи дополнена пунктом 6, согласно которому к полномочиям органов местного само-управления поселений в области градостроительной деятельности отнесено принятие решений о развитии застроенных тер-риторий.
2. Кодексом установлены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в области градо-строительной деятельности.
В подготовке документов территориального планирования муниципальных районов участвуют органы местного самоуправления муниципального района. Представительный орган местного самоуправления муниципального района имеет право утверждать документы и вносить изменения в схему территориального планирования (ч. 1 ст. 20 Кодекса).
Схема территориального планирования муниципального района подлежит согласованию, а в случае возникновения разногласий может создаваться согласительная комиссия (см. ст. 21 Кодекса).
Реализация схемы территориального планирования муниципального района осуществляется на основании плана реализации схемы территориального планирования муниципального района, который утверждается главой местной администрации муниципального района (ч. 1 ст. 22 Кодекса).
Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей насе-ленных пунктов в границах межселенных территорий, а состав, порядок подготовки и утверждения устанавливаются норма-тивными правовыми актами органов местного самоуправления (см. ч. 6 ст. 24 Кодекса).
Подготовка документации по планировке межселенных территорий на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий осуществляется на основании решения органа местного самоуправления муниципального района в соответствии с требованиями ст. 46 Кодекса.
Подготовка и утверждение документации по планировке территорий регламентируются ст. 45, 46 комментируемого Кодекса.
Кодексом предоставлено право органам местного самоуправления муниципального района утверждать подготовлен-ную на основании документов территориального планирования муниципальных районов иную документацию по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Кодексом предоставлено право органам местного самоуправления муниципального района выдавать разрешения на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях.
Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях му-ниципальных районов, осуществляется органами местного самоуправления муниципального района путем сбора, докумен-тирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градо-строительной деятельности.
Органы местного самоуправления муниципального района обязаны бесплатно предоставлять сведения информацион-ной системы по запросам органов государственной власти, местного самоуправления, физических и юридических лиц (см. ст. 57 Кодекса).
3. Кодексом установлены полномочия органов местного самоуправления городских округов в области градострои-тельной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления городских округов, указанные в пп. 1, 2, 3, 4, 5 ч. 3 комментируемой статьи, совпадают с характером полномочий органов местного самоуправления поселений (см. комментарий к ч. 1 коммен-тируемой статьи).
Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях го-родских округов, осуществляется органами местного самоуправления городских округов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности. Органы местного самоуправления городских округов обязаны бесплатно предоставлять сведения информационной системы по запросам органов государственной власти, местного самоуправления, физических и юридических лиц (см. ст. 57 Кодекса).
Кодексом установлены иные полномочия органов местного самоуправления, не включенные в комментируемую ста-тью.
Например, органы местного самоуправления имеют право устанавливать положения территориального планирования, учитываемые при подготовке схем территориального планирования Российской Федерации (см. ч. 3 ст. 11 Кодекса).
Согласно комментируемому Кодексу органы местного самоуправления также имеют право:
- подавать предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования Российской Федерации и да-вать заключения на проект такой схемы (см. ч. 10 ст. 11, ч. 7 ст. 12);
- рассматривать проект схемы территориального планирования Российской Федерации в части учета в предложениях, содержащихся в указанном проекте, положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования муниципальных образований, учета правил землепользования и застройки, предложений об изменении границ земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (см. ч. 5 ст. 12);
- согласовывать проект схемы территориального планирования субъекта РФ, применительно к территориям которых подготовлены предложения по территориальному планированию, и вносить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации и схемы территориального планирования муниципаль-ных образований, в генеральный план (см. ч. 3, 8 ст. 15, ч. 3 ст. 16, ч. 8 ст. 20, ч. 16 ст. 24);
- устанавливать, помимо предусмотренных ст. 35 Кодекса, иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства (см. ч. 15 ст. 35);
- оспаривать в судебном порядке документацию по планировке территории (см. ч. 17 ст. 45);
- запрашивать технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов ка-питального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также ин-формацию о плате за подключение и предоставлять такую информацию (см. ч. 7, 9 ст. 48);
- выдавать разрешение на строительство, для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капи-тального строительства местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, зе-мельных участков, на отдельные этапы строительства либо отказать в выдаче разрешения (см. ч. 6, 12, 13 ст. 51);
- проводить проверку наличия документов, прилагаемых к заявлениям, соответствия проектной документации требо-ваниям градостроительного плана земельного участка, красным линиям (см. ч. 11 ст. 51);
- получить бесплатно один экземпляр копий материалов инженерных изысканий, проектной документации для разме-щения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (см. ч. 18 ст. 51);
- принять решение о компенсации определенным категориям физических лиц причиненного им вреда при осуществ-лении градостроительной деятельности (см. ч. 1 ст. 61).
Согласно комментируемому Кодексу органы местного самоуправления муниципальных образований обязаны:
- опубликовывать схемы территориального планирования, решение о предоставлении разрешения на условно разре-шенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (см. ч. 6 ст. 20, ч. 9 ст. 39);
- готовить, утверждать и выдавать заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (см. ч. 17 ст. 46).
Согласно комментируемому Кодексу уполномоченные органы местного самоуправления вправе:
- определить порядок использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (см. ч. 7 ст. 36).
Кодексом установлено, что глава местной администрации вправе:
- принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предос-тавлении такого разрешения (см. ч. 9 ст. 39);
- принять решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строитель-ства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (см. ч. 6 ст. 40);
- утвердить документацию по планировке территории, представленную органами местного самоуправления (см. ч. 14 ст. 45);
- установить порядок возникновения причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности, если вред жизни или здоровью физических лиц либо значительный вред имуществу физических или юридических лиц не причи-няется (см. ч. 4 ст. 62).
Кодексом установлено, что глава местной администрации обязан обеспечить опубликование документации по плани-ровке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) (см. ч. 16 ст. 45).
В соответствии с комментируемым Кодексом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования могут определяться:
- порядок организации и проведения публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно раз-решенный вид использования и срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального об-разования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний (см. ч. 2, 7 ст. 39);
- порядок организации и проведения публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (см. ч. 4 ст. 40);
- порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов ме-стного самоуправления (см. ч. 20 ст. 45);
- порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний (см. ч. 6, 11 ст. 46).
Комментируемым Кодексом в отношении органов местного самоуправления установлены не только полномочия, но и запреты. Так, органам местного самоуправления не разрешается принимать решения о резервировании земель, об изъятии, о переводе земель из одной категории в другую, если это не разрешено отдельным законом (ч. 4 ст. 9); не разрешается само-стоятельно выбирать (без дополнительных разрешений и согласований) основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (см. ч. 4 ст. 37).
Часть 3 комментируемой статьи дополнена (п. 7) положением о том, что к полномочиям органов местного самоуправ-ления городских округов в области градостроительной деятельности относится принятие решений о развитии застроенных территорий.


1. В ранее действовавшей редакции ГрК РФ от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ (см. ст. 21, 62) содержалось положение о том, что форма разрешения на строительство устанавливается названным Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Установление порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования феде-рального значения относилось к компетенции Правительства РФ. Однако Кодексом устанавливались лишь основные требо-вания к формам разрешений на строительство, и фактически субъекты РФ законами и нормативными актами устанавливали компетенцию органов власти по утверждению форм разрешений на строительство.
Например, в г. Москве был принят Закон от 9 июля 2003 г. N 50 "О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве" <1>, согласно которому на Правительство Москвы возложена обязанность утверждать формы разрешений на строительство (см. п. 2 ст. 17 Закона). Постановлением Правительства Москвы от 28 августа 2004 г. N 671-ПП "Об обеспечении реализации Закона города Москвы от 9 июля 2003 г. N 50 "О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве" <2> форма разрешения на строительство в г. Москве была утверждена.
--------------------------------
<1> Вестник мэра и Правительства Москвы. 2003. N 46.
<2> Вестник мэра и Правительства Москвы. 2004. N 67.

В действующей редакции Градостроительного кодекса утверждение формы разрешения на строительство возложено только на Правительство РФ (ч. 16 ст. 51).
Согласно комментируемой статье формы разрешений на строительство, утвержденные ГрК РФ, и формы разрешений на строительство, утвержденные законами или нормативными правовыми актами субъектов РФ, действуют до определенно-го времени, а именно до утверждения Правительством РФ новых форм разрешений на строительство.
Это означает, что после утверждения Правительством РФ новых форм разрешений на строительство они должны вы-даваться по новым образцам. При этом субъекты РФ должны отменить свои нормативные правовые акты (их части), утвер-ждающие формы разрешений на строительство, и изменить положения законов, устанавливающие полномочия органов го-сударственной власти в сфере утверждения форм разрешений на строительство.
Разъяснения об особенностях получения разрешения на строительство до утверждения новых форм см. в ст. 4 коммен-тируемого Закона.
2. Частью 3 комментируемой статьи установлен срок действия разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, формы которых в настоящее время определяются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Необходимо отметить, что выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию основана на частично действующем Постановлении Совета Министров СССР от 23 января 1988 г. "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объ-ектов" (в ред. от 30 декабря 1988 г. N 1485) <1>. Разрешение на ввод объекта должно выдаваться при подписании акта госу-дарственной приемочной комиссии по утвержденной типовой форме.
--------------------------------
<1> Свод законов СССР. Т. 6. С. 45.

В настоящее время во многих субъектах РФ государственная приемка законченных строительством объектов прекра-щена и вместо этого осуществляется поэтапная схема приемки и ввода их в эксплуатацию.
Например, Постановлением Правительства Москвы от 11 июля 2000 г. N 530 "Об утверждении московских городских строительных норм "Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" <1> по-этапная схема приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов увязана с условиями договора подряда и инвестиционного контракта. Она осуществляется приемочной комиссией или без нее под контролем органов государственного надзора и городской администрации. Завершение этапа приемки готового к эксплуатации объекта, законченного строительством, должно оформляться технической ключевой справкой, подписанной заказчиком, подрядчиком, инвестором и эксплуатирующей организацией. Ввод законченного строительством объекта в эксплуатацию должен производиться правовым актом органа городской администрации в пределах его компетенции на основании заявления инвестора, акта приемочной комиссии или двустороннего акта (заказчик - инвестор) и итогового заключения Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора. При этом промежуточных форм <2>, предшествующих введению объекта в эксплуатацию, насчитывается около 20.
--------------------------------
<1> Вестник мэрии Москвы. Приложение. 2000. Июль.
<2> Различные ведомства города Москвы (Мосводоканал, Мосводосбыт, Мосэнерго и др.) имеют свои ведомственные формы разрешений на ввод в эксплуатацию частей объекта.

Действующей редакцией Градостроительного кодекса предусмотрено, что Правительство РФ должно установить еди-ную форму разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 12 ст. 55 Кодекса). Это означает и то, что субъекты РФ должны привести свое законодательство о приемке объектов, законченных строительством, в соответствие с требованиями формы, утвержденной Правительством РФ.
Действие разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, выданных в настоящее время различными министерствами и ведомствами (федерального, регионального, местного уровней), не прекращается после утверждения Правительством РФ единой формы разрешения. Однако после утверждения Правительством РФ формы разрешения на ввод объекта в эксплуата-цию министерства и ведомства не вправе будут произвольно определять форму разрешения, а будут обязаны пользоваться утвержденной Правительством РФ формой.
3. Комментируемая статья не ограничивает действие разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, выданных физическим и юридическим лицам до вступления в юридическую силу ГрК РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ.
Это означает, что все разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, выданные до вве-дения в действие нового Кодекса, действительны в полном объеме и не должны переоформляться. При этом юридические и физические лица, имеющие разрешения на строительство по старым образцам, могут завершить строительство объектов в соответствии с ранее утвержденной проектной и строительной документацией.