Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) с комментариями к статьям

Статья 9. Общие положения о документах территориального планирования

См. текст наименования в предыдущей редакции

Статья 9. Общие положения о документах территориального планирования

1. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

2. Документы территориального планирования подразделяются на:

1) документы территориального планирования Российской Федерации;

2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;

3) документы территориального планирования муниципальных образований.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ в часть 3 статьи 9 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ часть 4 статьи 9 настоящего Кодекса изложена в новой редакции и применяется с 31 декабря 2012 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ статья 9 настоящего Кодекса дополнена частью 5

5. Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее также - информационная система территориального планирования).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ статья 9 настоящего Кодекса дополнена частью 6

6. Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ статья 9 настоящего Кодекса дополнена частью 7, вступающей в силу с 1 сентября 2011 г.

7. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы - официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ статья 9 настоящего Кодекса дополнена частью 8, вступающей в силу с 1 сентября 2011 г.

8. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 настоящего Кодекса об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ статья 9 настоящего Кодекса дополнена частью 9, вступающей в силу с 1 сентября 2011 г.

9. Доступ к утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, документам территориального планирования субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования должен быть обеспечен с использованием официального сайта соответственно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в срок, не превышающий десяти дней со дня утверждения таких документов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ статья 9 настоящего Кодекса дополнена частью 10

10. Схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок не менее чем десять лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ статья 9 настоящего Кодекса дополнена частью 11

11. Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ статья 9 настоящего Кодекса дополнена частью 12

12. Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ статья 9 настоящего Кодекса дополнена частью 13

13. Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

<Статья 8.1 | Статья 9 | Статья 10>

Научно-практический комментарий:

Назначение территориального планирования определено комментируемой статьей через содержание документов тер-риториального планирования. Территориальное планирование представляет собой, таким образом, перечень административно-правовых по своему содержанию действий по определению на будущее и фиксации в соответствующих документах основных видов совокупного использования объектов, расположенных на соответствующей территории. Представляется, что отношения по территориальному планированию по факту шире отношений по поводу составления соответствующих документов, - такой вывод можно сделать и из содержания данной главы.
В общем, это следует и из содержания Градостроительного кодекса, которым градостроительная деятельность в целом фактически сведена к осуществлению территориального планирования (подп. 1 ст. 1 комментируемого Кодекса), а значит, территориальное планирование в смысле данного Закона представляет собой основу градостроительства - деятельности по развитию городов и иных поселений.
Таким образом, содержание комментируемой главы как части Градостроительного кодекса, равно как и содержание градостроительной деятельности, тяготеет к пониманию такого планирования как осуществляемого преимущественно в це-лях развития городских поселений. Собственно, в ряде случаев градостроительство рассматривает городское поселение как стержень или центр развития территории. Признавая наличие данной концепции, следует подчеркнуть, что она существует самостоятельно и отлична по своим целям и содержанию от более общей концепции устойчивого развития территорий, ко-торая, исходя из положений Конференции ООН 1992 г., на которой были впервые сформулированы основные положения об устойчивом развитии территорий, определяет устойчивое развитие как разумное сочетание экологических, экономических, социальных интересов в целях обеспечения благоприятных условий жизни настоящих и будущих поколений. В целом это понятие отличается от понятия устойчивого развития территорий, закрепленного комментируемым Кодексом и в его целях (как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности при осуществлении градостроительной деятельности) <1>, хотя бы потому, что данное понятие не имеет отправной точкой развитие городов или иных населенных пунктов, а охваты-вает более широкие проблемы жизни общества.
--------------------------------
<1> Пункт 3 ст. 1 комментируемого Кодекса.

Исходя из круга отношений, регулируемых комментируемым Кодексом, а именно отношений в области градострои-тельной деятельности, назначение территориального планирования в рамках данного Кодекса может быть сведено к осуще-ствлению планирования в целях развития городских и иных поселений.
Поскольку территориальное планирование представляет собой механизм государственного и муниципального управ-ления, прежде всего в том, что касается освоения территорий, вопросы планирования затрагиваются многими нормативными правовыми актами. Как правило, данные нормы касаются вопросов порядка застройки земельных участков. Так, например, в соответствии с Федеральным законом "О землеустройстве" (ст. 17) местоположение границ земельных участков, используемых для индивидуального жилищного и гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и сельскохозяйственного производства, может определяться с использованием сведений государственного земельного кадастра, документов территориального планирования (в том числе генеральных планов поселений и городских округов), документации по планировке территории для размещения объектов индивидуального жилищного и гаражного строительства, проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, землеустроительной документации при наличии соответствующих картографических материалов.
Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроитель-ной либо лесоустроительной документации.
Согласно тому же Закону перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую ка-тегорию допускается, если изменение их целевого назначения предусмотрено лесоустроительной документацией или доку-ментами территориального планирования и документацией по планировке территории для строительства и эксплуатации объектов здравоохранения, объектов культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального назначения, дорог и дру-гих линейных объектов.
В этом смысле существует мнение, согласно которому целесообразно принять самостоятельный закон о территори-альном планировании, содержащий более общие нормы о планировании как в целях развития населенных пунктов, так и в иных целях использования территорий и земель.
Отдельную правовую проблему составляет отсутствие однозначного юридического понятия территории, и в коммен-тируемом Кодексе такое понятие также отсутствует. В связи с этим следует оценить содержание территории как объекта планирования. Исходя из норм данной главы и норм комментируемого Кодекса, территории не тождественны понятию тер-риторий городов иных поселений, хотя наиболее близки именно к этим понятиям, понятию административно-территориальных единиц или земельных участков. В основе назначения территориального планирования, как можно понять из данной главы, находится согласование использования существующих с созданием (строительством) новых объектов не-движимости. Как представляется, в ближайшее время именно это наиболее конкретное назначение территориального планирования с учетом более декларативных по своему характеру целей устойчивого развития территории и учета интересов населения будет лежать в основе обозначенных отношений. Исходя из данного понимания, территорию как объект территориального планирования можно рассматривать в том числе как территорию размещения объекта недвижимости. В определенной степени такое понимание территории подтверждается содержанием п. 4 комментируемой статьи, которое устанавливает запрет на установление ограничений в использовании земельных участков и изменение целевого назначения земель и не устанавливает ограничений в изменении целевого использования недвижимости в границах территории. В целом указание п. 4 комментируемой статьи позволяет сделать вывод и о том, что территориальное планирование устанавливает ограничения в области управления и оборота земель и недвижимого имущества, а поскольку такое ограничение имеет существенное правовое значение, цели и основания территориального планирования должны быть обоснованы весьма четко.
Действия по территориальному планированию представляют собой достаточно сложный перечень юридически значимых процедур, предполагающий учет самых разнообразных факторов, при этом с правовой точки зрения важным является объективная и аргументированная оценка этих факторов в их совокупности для принятия правильных решений территориального планирования.
Это важно потому, что решения по территориальному планированию имеют императивный (обязательный для испол-нения) характер, в связи с чем недостаточно обоснованные решения в этой области могут иметь весьма негативные послед-ствия. Поэтому важное значение имеет порядок осуществления такого планирования, в том числе преодоление субъективиз-ма и исправление возможных ошибок.
С правовой точки зрения к факторам относятся установленный и действующий правовой режим природных объектов и объектов недвижимости (включая землю, которая содержит в себе оба признака), в том числе правовой статус имущест-венных комплексов и территорий (в ином понятии, нежели содержится в комментируемом Кодексе, в том числе поселений, особо охраняемых территорий и т.п.).
Исходя из положений п. 2 комментируемой статьи, территориальное планирование - вид деятельности, осуществляе-мой на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.
Пунктом 3 комментируемой статьи не объясняется, для каких именно решений должны составляться документы тер-риториального планирования соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления. Однако, очевидно, это не любое решение. Исходя из назначения территориального планирования, согласно комментируемому Кодексу и последующим статьям это решения о застройке территорий и соответствующем освоении городского или иного поселения.
В этом смысле вызывает некоторые сомнения запрет принятия любых решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования. Тем более что составление документов планирования связано с затратами из бюджета. Так, резервирование земель может быть не связано с застройкой территории или изменением целевого назначения и разрешенного использования земельного участка, а только с изменением субъекта права собственности на землю (например, для образования особо охраняемой территории). Перевод земель из одной катего-рии в другую также может иметь цели, не требующие составления документов территориального планирования. В этом смысле положение п. 4 комментируемой статьи о том, что исключение может быть предусмотрено федеральными законами, следует считать правильным и обеспечивающим гибкость данной нормы.


Нормы ГрК РФ вступают в силу со дня его официального опубликования, за исключением норм, срок введения в дей-ствие которых специально оговорен комментируемым Законом.
Согласно общему правилу нормативный акт не имеет обратной силы, т.е. не распространяется на отношения, возник-шие до его введения в действие, если это специально не оговаривается законом.
Данной статьей в целом подтверждается указанное правило, при этом выделен круг отношений, отличающихся опре-деленной новизной в сравнении с действовавшими ранее отношениями в области градостроительства.

На сайте также ищут:
Статья 50. Аккредитация юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий
Статья 5. Субъекты градостроительных отношений
Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование
Статья 4. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности
Статья 27. Совместная подготовка проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления